Сочинение 13.1
Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?

Средства

Лексика

  • Разговорные и просторечные слова
  • Фразеологизмы
  • Эмоционально-оценочная лексика

Синтаксис

  • Неполные предложения
  • Нераспространённые предложения
  • Односоставные предложения
  • Обращения
  • Простые предложения
  • Восклицательные предложения

Пунктуация

  • Многоточие
  • Восклицательный знак
  • Тире

План-шаблон

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует самые разные средства языка, чтобы передать живую разговорную речь ... (кого?).


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... (средства морфологии, средства синтакисиса, средства пунктуации, средства лексики, тропы и т.д.)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется разговорное слово «пример», позволяющее нам ощутить непринуждённость обстановки, в которой оно было произнесено.


2 пример

А реплика (Кого? - написать имя).... («пример»- выписать реплику, часть предложения) из предложения № является термин (неполным/односоставным/нераспространённым предложением), что характерно именно для разговорной речи.

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в речи персонажей, чтобы почувствовать атмосферу произведения.

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует самые разные средства языка, чтобы передать живую разговорную речь ... (кого?) .


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... (средства морфологии, средства синтакисиса, средства пунктуации, средства лексики, тропы и т.д.)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется разговорное слово «пример», позволяющее нам ощутить непринуждённость обстановки, в которой оно было произнесено.


2 пример

А реплика (Кого? - написать имя).... («пример»- выписать реплику, часть предложения) из предложения № является термин (неполным/односоставным/нераспространённым предложением), что характерно именно для разговорной речи.

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в речи персонажей, чтобы почувствовать атмосферу произведения.

1.Текст 3

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

— Слушайте, люди! (3)Меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

— А кого она не достала!

(5)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (6)Наш класс считался образцовым. (7)В нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

— (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

— (12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…

— (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха. (15)Носков злобно прищурился:

— Петруха! (16)Против коллектива идёшь!

— (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо — вы ухόдите, мне надо — я остаюсь.

— (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся…

— (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! — сострила Болдырева.

— (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

— (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! — грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева.

— (27)Я никуда не пойду!

— (28)Ну смотри! — сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

— (31)А ты чего, Гарри? — недоумённо спросил Носков.

— (32)Я тоже остаюсь…

— (33)Друга, что ли, спасаешь? — Носков хмыкнул.

— (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом — её в школу начнут дёргать… (36)Бог знает, чем это кончится! — ответил Елисеев.

— (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! — прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул.

(38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!

(По Н.А. Татаринцеву*)

*Николай Алексеевич Татаринцев (род. в 1947 г.) — российский писатель-публицист.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Урок химии перенесли на другую неделю.
2) Петруха Васильев оказался трусом и предателем.
3) Игорь Елисеев поддержал друга и остался в классе.
4) Петруха отказался уйти с урока, потому что опасался, что история с побегом плохо скажется на здоровье его матери.
5) Учительница химии спросила на уроке Петруху и поставила ему двойку.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте Н.А.Татаринцева – история о школьниках, решивших сбежать с урока. Автор использует самые разные средства языка, чтобы передать живую разговорную речь детей. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства лексики и синтаксиса.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 3 используется разговорное слово «достала», позволяющее нам почувствовать раздражение девочки. Это слово она не стала бы употреблять при учителе, поэтому мы ощущаем непринуждённость обстановки, в которой оно было произнесено.
    ИЛИ
    Так, в предложении 3 используется разговорное слово «достала», позволяющее нам ощутить непринуждённость обстановки, в которой оно было произнесено.
  • 2 пример и пояснение
    А реплика Вити из предложения 9 («Только, народ, чтобы всем коллективом!») является неполным предложением, что характерно именно для разговорной речи. Из контекста мы понимаем, что мальчик пропустил грамматическую основу "мы сбежим" и использовал союз "чтобы" не в характерной для него роли. Это заставляет нас поверить, что фразу произносит ученик, обращаясь к друзьям.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в речи персонажей, чтобы почувствовать атмосферу произведения.

2.Текст 81

— (1)Пойдём на Чатыр-Даг, — сказал первый мальчик.

— (2)Скучно, — сказала девочка. — (3)Мы там недавно были.

— (4)Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.

— (5)Жарко, — ответила девочка. — (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7)Они сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне — я видел их тоненькие шеи, а девочка — лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.

— (11)Что, не можете договориться, как провести время? — спросил я. (12)Они посмотрели на меня, и девочка сказала:

— Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…

— (15)А она ничего не придумывает, а только скучает, — сказал первый мальчик.

— (16)Да, тяжёлое ваше дело.

(17)Они вздохнули. (18)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

— (19)А знаете что, — сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать. (20)Только обязательно.

— (21)Интересно. (22)А кто будет первым вожаком? — спросила девочка.

— (23)Ну кто? (24)Кто-нибудь из вас троих.

— (25)Нас не трое, — сказал второй мальчик. — (26)Нас четверо. (27)Сейчас ещё Димка придёт.

— (28)Димка у нас странный, — сказала девочка.

— (29)Чем же он у вас странный? (30)Она засмеялась.

— (31)Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

— (32)А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик. (33)Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.

— (34)А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с морем. (35)Иду я. (36)Тихо. (37)И вдруг слышу: «Молчишь, не отвечаешь? (38)Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (39)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (40)А иногда — добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (41)Смотрю — никого. (42)Один Димка на берегу и орёт все эти слова. (43)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?» (44)А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

— (45)С морем? — удивился я.

— (46)Ну да. (47)Оно ведь живое.

(48)И в это время появился сам Димка. (49)Он летел стрелой. (50)Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.

(51)Ребята повернулись в его сторону.

— (52)Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! — сказал Димка. — (53)Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (54)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств. (55)Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (56)И я примчался за вами.

(57)Мальчишки тут же вскочили.

— (58)А она нас не укусит? — спросила девочка.

— (59)Трусиха! — сказал первый мальчик.

— (60)Девчонка! — поддержал его второй. — (61)Пошли, Димка, без неё.

— (62)Что ты, — сказал Димка девочке и тихо добавил: — Эта змея — обыкновенный уж. (63)Про гремучую я придумал для интереса. (64)И убивать мы её не будем. (65)Ужи — безвредные змеи.

(66)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

(67)Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (68)Он научит их всех мечтать…

(По В.К. Железникову*)

* Владимир Карпович Железников (1925-2015) — детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Чтобы избавиться от скуки, рассказчик посоветовал ребятам выбрать себе вожака.
2)Ребята считали Димку странным, потому что он не боялся змей.
3)По дороге к ребятам Димка увидел ядовитую змею.
4)Димка — творческая натура, он всегда придумывает необычные занятия.
5)Рассказчик считал, что мечтатель не может быть вожаком.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».

3.Текст 95

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене — вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени. (10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

— Всё, больше я не могу. (11)Вечером я его выпущу. (12)Лина на минуту задумалась.

— (13)И я пойду с вами.

(14)Они договорились встретиться на набережной.

(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин с жалостью смотрел на него.

— (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать…

— (24)Слушай, — прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. — (25)Ещё бы день, и он был бы готов. (26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

— (27)Да, — сказал он. — (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу. (30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

— (35)Мёртв, — сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

— (36)Да, — тяжело согласился он. — (37)Поздно. (38)Ещё вчера… (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42) Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

— (45)Будет жить, — сказал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. (47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл
немного и остановился.

— (51)Будет жить, — повторил Зыбин. — (52)Будет жить!

(По Ю.О. Домбровскому*)

* Юрий Осипович Домбровский (1909−1978) — русский советский прозаик, поэт, литературный критик.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Зыбин достал на берегу моря большого краба, хотел его засушить и сделать сувенир.
2)Краб прожил у Зыбина под кроватью почти девять дней, пока тот не решился выпустить беднягу на волю.
3)Подруга Зыбина Лина настояла на том, чтобы он отпустил краба в море.
4)Зыбин осознал, что обрекает краба на медленную и мучительную смерть, поэтому решил выпустить его в море.
5)Попав снова в море, краб сначала не шевелился, но потом ожил и стал медленно двигаться в воде.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».

4.Текст 16

(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5)А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здо́рово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате.

— (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.

(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой.

— (27)Это тебе передача… от класса…

— (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка во весь голос и слегка качнул загипсованной рукой.

— (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

— (30)За что? — испугался Пашка.

— (31)Как это за что? (32)За твою руку.

— (33)Не может быть… я же сам виноват… — Пашка выглядел растерянным. (34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:

— Твои родители на него заявление в милицию написали.

— (35)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (36)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся. (37) Заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.

(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:

— А можно я с тобой сяду?

(42)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (43)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (44)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (45)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.

(По С.А. Лубенец*)


*Светлана Анатольевна Лубенец — современная детская писательница, автор книг о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом, хотя тот никогда им не был.
2)Многие одноклассники навестили Пашку Винтуева в больнице.
3)Венька знал, как тяжело быть одному, и поэтому приехал навестить одноклассника.
4)Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец вынужденному одиночеству своего одноклассника.
5)Пашка сломал руку по вине Антуана и написал на него заявление в милицию.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать в тексте живую разговорную речь?».
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.