Сочинение 13.1
Какие средства языка использует автор для создания образа ... ?

Часть 2

Средства

Морфология

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол
  • Наречие
  • Категория состояния
  • Частицы и др.

Синтаксис

  • Восклицательные предложения
  • Сложноподчинённые предложения
  • Обращения
  • Определение
  • Обстоятельство
  • Подлежащее
  • Сказуемое и др.

Пунктуация

  • Многоточие
  • Восклицательный знак
  • Тире
  • Запятая
  • Кавычки

Лексика

  • Синонимы
  • Антонимы
  • Разговорные и просторечные слова
  • Фразеологизмы
  • Эмоционально-оценочная лексика и др.

Изобразительно-выразительные средства языка

  • Метафора
  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение и др.

Графика

  • Использование только загоавных букв в написании
  • Подчёркивание слов
  • Выделение жирным шрифтом и др.

План-шаблон

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе ... .


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... (средства морфологии, средства синтакисиса, средства пунктуации, средства лексики, тропы и т.д.)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются при описании персонажа, чтобы правильно понять авторский замысел.

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе ... .


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... (средства морфологии, средства синтакисиса, средства пунктуации, средства лексики, тропы и т.д.)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются при описании персонажа, чтобы правильно понять авторский замысел.

1.Текст 33

(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, — курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум — решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого. (10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного — худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

(12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой — он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать.

(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, бессердечный. (22)Мало кто с ним общался, и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал. (25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение не успела, как почувствовала сильную боль в затылке — это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него — будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена — в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс.

— (33)И не стыдно тебе девчонку бить? — услышала она вдруг голос Саши. — (34)Силач!

— (35)Чего? — привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише…

— (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, — храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:

— На, возьми мою конфету!..

(По О.Ю. Рою*)

*Олег Юрьевич Рой (род. в 1965 г.) — современный российский писатель.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Оля была прилежной ученицей и заботливой сестрой.
2)Первый в школе заводила и непоседа Саша Кочетков, перебивавшийся с двойки на тройку, к старшим классам остепенился и решил поступать в театральный институт.
3)В день рождения Лёшки Игнатьева всем раздали по конфете, которую у Оли тут же отобрали.
4)Сашка не побоялся защитить Олю от наглого и грубого мальчика, с которым никто в школе не дружил.
5)Лёшке Игнатьеву стало совестно, и он вернул Оле конфету.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания образа Сашки Кочеткова?».

2.Текст 74

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…
(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах — такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.
(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома… (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по- старчески посапывая.
(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, — молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко…

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов — сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево — уцелело. (36)Не в саду, не в парке — прямо на улице, никем не охраняемое… (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

(По Э.Ю. Шиму*)

* Эдуард Юрьевич Шим (1930-2006) — советский и российский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Восстанавливая Ленинград после войны, люди трудились в полторы-две смены.
2)Старое дерево было огромным, и люди были не в силах его спилить.
3)Даже в страшные дни блокады люди верили в победу и ждали весну, чтобы снова любоваться черёмухой.
4)Старое дерево уцелело во время войны, потому что росло в конце тихой улочки и не привлекало к себе внимания.
5)Старик, проходя мимо черёмухи, сорвал одну ветку, чтобы дома насладиться ароматом цветов.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания образа города?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте Э.Ю.Шима – Ленинград. Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе этот город. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются эпитеты и олицетворения.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении № 5 используются эпитеты «пустынными», «мёртвыми», чтобы читатель лучше представил, каким был Ленинград перед концом войны: его улицы кажутся безжизненными, нет никакого движения, людей не видно.
  • 2 пример и пояснение
    А олицетворение «дышали» из предложения №32 помогает нам понять, что спустя время город начинает пробуждаться к жизни, восстанавливаться после тяжелейшей войны.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются при описании местности, в которой происходит действие, чтобы правильно понять авторский замысел.

3.Текст 75

(1)Леонтий Назарович всю жизнь был обуреваем великой мечтой превратить родной городок в сплошной сад и цветник. (2)Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания. (3)На деле всё это оказывалось не совсем так, но Леонтий Назарович не смущался, и благородный его пыл от этого не ослабевал. (4)С весны до поздней промозглой осени он возился в скверах и на прибрежном бульваре, а зимой писал историю своего городка.

(5)Мне было интересно беседовать с Леонтием Назаровичем. (6)Особенно увлекательной была его теория об исключительно благотворном влиянии растительности на человеческую психику.

— (7)Был ли у вас, — спросил меня однажды Леонтий Назарович, — какой-нибудь интересный случай, касающийся цветов и растительности? (8)Очень я люблю такие истории.

(9)Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке. (10)Мы приехали туда в сумерки. (11)Северное море шумело у широкой дамбы. (12)Тусклый туман расползался над водой. (13)Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. (14)В тесной гавани на рыболовных ботах были развёрнуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочонки из-под рыбы, и женщины и дети, одетые во всё чёрное, стучали по булыжной набережной деревянными туфлями — сабо́.

(15)Быстро темнело. (16)На дамбе зажёгся старый маяк и начал равномерно швырять по горизонту вертящийся луч своего огня. (17)Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами. (18)Сюда приезжали кутить из Гааги, Амстердама и даже из Брюсселя. (19)Мы подошли к ресторану. (20)Около него стояла огромная грузовая машина, окружённая толпой детей. (21)Лакеи во фраках выгружали из машины вазоны с гиацинтами.

(22)Свет маяка проносился над цветами, и они казались совершенно фантастическими по своей окраске. (23)Там были гиацинты точно из воска и старого золота, из бирюзы и снега, из красного шёлка и чёрного бархата.

(24)Дети смотрели на цветы как зачарованные. (25)Высокий шофёр стоял, прислонившись к капоту машины, и будто нечаянно толкнул одного из лакеев. (26)Лакей уронил вазон. (27)Шофёр поднял золотой гиацинт с комом земли, отряхнул землю и протянул цветок худенькой девочке с длинной светлой косой, особенно заметной на её чёрном платье.

(28)Девочка присела, схватила цветок и побежала с ним к посёлку. (29)За ней бросились, смеясь и перекликаясь, все дети.

(30)Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

(31)Лакей в упор посмотрел на шофёра. (32)Шофёр усмехнулся и пожал плечами. (33)Потом они засмеялись, дружелюбно похлопали друг друга по плечу и разошлись.

(34)А в ресторане за матовой стеклянной стеной пел джаз и пахло гиацинтами и травянистой весной.

— (35)Да, — сказал Леонтий Назарович, выслушав этот рассказ, — у нас в жизни человеческой многое ещё не обдумано.

— (36)Что, например? — спросил я.

— (37)Да я всё об этих цветах, — ответил задумчиво он. — (38)Жизнь человеческая должна быть украшена.

(39)Обязательно. (40)Цветы и всё прочее, отрадное для души и глаза, должно сопровождать нас на нашем житейском поприще. (41)От этого человек становится великодушнее.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Рассказчик услышал историю, произошедшую в голландском рыбачьем посёлке, от Леонтия Назаровича.
2)Леонтий Назарович сажал в своём родном городке деревья, кусты, цветы, потому что был уверен в благотворном влиянии растений на человека.
3)Лакеи выгружали из машины вазоны с гиацинтами фантастических расцветок.
4)Шофёр поднял упавший на землю из вазона золотой гиацинт и вернул цветок лакею.
5)Леонтий Назарович задумал написать сказку о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы описать голландский рыбачий посёлок, его обитателей и окрестности?».

4.Текст 103

(1)Дом рассохся от старости, а может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен всё лето тянуло жаром.

(2)Чайковскому нравился этот деревянный дом. (3)Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. (4)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (5)Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, рассматривал половицы прищуренными глазами.

(6)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (7)Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (8)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, и двери, и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.

(9)Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

(10)С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждёт, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. (11)Дом скучал без звуков.

(12)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из неё любимую ноту. (13)Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (14)То тут, то там — то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей — кто-то трогал струну. (15)Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. (16)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! (17)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано. (18)Ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

(19)Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. (20)Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона! (21)В избу вбежала Феня — дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. (22)С её волос стекали капли дождя. (23)Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. (24)Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.

(25)Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолётных капель.

(26)Нет, очевидно, это ему не дано. (27)Он никогда не ждал вдохновения. (28)Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. (30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии. (31)Он без остатка отдал своё сердце России — её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (32)Но с каждым днём его всё больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (33)Он должен добиться этого. (34)Нужно только не щадить себя.

(По К.Г. Паустовскому*)


* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель и публицист, мастер лирико- романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Всё в деревянном доме отзывалось на звуки рояля.
2)Чайковский переживал, что дом скучает в его отсутствие.
3)Чайковский готов был променять скромные русские пейзажи на великолепную природу Италии.
4)Композитору нравилось, как сверкали алмазные серьги Фени.
5)Чайковскому казалось, что его музыкальные произведения не могут передать всю красоту и многообразие окружающего мира.

Сочинение

Задание
Какие средства языка использовал автор, чтобы создать образ старого дома?
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.