Сочинение 13.1
Какие средства языка использует автор для создания образа… ?

Средства

Морфология

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол
  • Наречие
  • Категория состояния
  • Частицы и др.

Синтаксис

  • Восклицательные предложения
  • Сложноподчинённые предложения
  • Обращения
  • Определение
  • Обстоятельство
  • Подлежащее
  • Сказуемое и др.

Пунктуация

  • Многоточие
  • Восклицательный знак
  • Тире
  • Запятая
  • Кавычки

Лексика

  • Синонимы
  • Антонимы
  • Разговорные и просторечные слова
  • Фразеологизмы
  • Эмоционально-оценочная лексика и др.

Изобразительно-выразительные средства языка

  • Метафора
  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение и др.

Графика

  • Использование только загоавных букв в написании
  • Подчёркивание слов
  • Выделение жирным шрифтом и др.

План-шаблон

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе ... .


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... (средства морфологии, средства синтакисиса, средства пунктуации, средства лексики, тропы и т.д.)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются при описании персонажа, чтобы правильно понять авторский замысел.

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе ... .


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... (средства морфологии, средства синтакисиса, средства пунктуации, средства лексики, тропы и т.д.)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются при описании персонажа, чтобы правильно понять авторский замысел.

1.Текст 17

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» — и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

— (21)Ну, что мне с тобой делать? — почти со слезами спросила женщина. (22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..

(По М.А. Чванову*)


*Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) — российский писатель, публицист, директор мемориального дома- музея С. Т. Аксакова.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина.
2)Прохожие жалели собаку, искали её хозяина.
3)Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой.
4)Женщина давно мечтала о собаке.
5)Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использует автор для создания образа бездомной собаки?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте М.А.Чванова – несчастная бездомная собака. Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе это животное. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства морфологии.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложениях 1,2 используются прилагательные «худая», «бездомная», «больная», чтобы читатель почувствовал, как плохо собаке. В нашем воображении появляется измождённое животное, скучающее по заботе и ласке.
  • 2 пример и пояснение
    А наречия «равнодушно», «заискивающе» из предложения 3 помогают нам понять, что собака выбирает себе хозяина. Не каждый человек привлекает её внимание, она ищет того единственного, который о ней позаботится.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются при описании персонажа, чтобы правильно понять авторский замысел.

2.Текст 92

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: «Ясно… (5)Решил отдохнуть!» (6)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что, мамочка с папочкой потрудились?»

(7)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям сами по себе. (8)Только за его счёт. (9)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…

(10)Трудно было отыскать людей, более непохожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (11)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (12)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (13)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню. (14)Тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:

— Как пишется «в течение»? (17)Слитно или раздельно? (18)Ему отвечали.

— (19)Одна ошибочка есть! — говорил он и загибал палец. — (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

— Ну, коне-е-чно! (23)Сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

— Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь делать? (27)На второй год оставаться?

— (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, случилось непредвиденное. (34)Появился Ваня Белов и сказал:

— Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

— Ну что… (42)Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным?

— (43)Мало ли что бывает! — ответил он. — (44)Из-за этого всем не верить?

(По А.Г. Алексину*)

*Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Сеня Голубкин болезненно переживал чужие успехи, считая, что любые удачи приходят к людям за его счёт.
2)Ваня Белов и Сеня Голубкин ещё с начальной школы были друзьями и всегда помогали друг другу.
3)За написание «районного» диктанта на двойку Сене Голубкину грозило второгодничество.
4)Ваня Белов взял на себя вину за кражу тетрадей.
5)После случая с тетрадями Сеня Голубкин проникся уважением к Белову.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания образа Сени Голубкина?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте А.Г.Алексина – школьник Сеня Голубкин. Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе этого мальчика. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства морфологии.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 1 используется наречие «болезненно», чтобы читатель почувствовал, как страдал Сеня, когда кто-то добивался успеха.
  • 2 пример и пояснение
    А существительное «зависть» из предложения 9 помогает нам понять, что именно беспокоило мальчика и мешало ему жить: он мучился из-за чужих достижений, его раздражали победы других.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются при описании персонажа, чтобы правильно понять авторский замысел.

3.Текст 43

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

— (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М. Агееву*)


*Михаил Агеев (настоящее имя — Марк Лазаревич Леви, 1898-1973) — русский советский писатель.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется», поэтому он оглянулся и посмотрел на неё.
2)На большой перемене учеников всегда выпускали во двор, какая бы погода ни была в это время.
3)Увидев мать во дворе школы, герой-рассказчик хотел незаметно проскочить мимо, стыдясь её из-за внешнего вида.
4)Подошедшим одноклассникам герой-рассказчик вынужден был признаться, что эта жалкая старая женщина — его мать.
5)Боль, которая обожгла сердце героя-рассказчика, длилась недолго, какое-то мгновение.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания образа матери рассказчика?».

4.Текст 84

(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

— (2)Ну, вот что! — сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. — (3)Давайте в Робинзона.

— (4)Нет… скучно, — сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережёвывая листочек, — вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.

(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.

— (9)Ну, пожалуйста… отчего ты не хочешь играть с нами? — приставали к нему девочки.

— (10)Право, игра не стоит свеч! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

— (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, — сквозь слёзы выговорила Любочка. (12)Она была страшная плакса.

— (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!

(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и кислый вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.

(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой — лакеем, девочки — в середину, три стула были тройка лошадей, — и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера!.. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.

(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся?

(По Л.Н. Толстому*)

* Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — великий русский писатель и мыслитель.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Любочка предложила ребятам игру в Робинзона, потому что было интересно представить сцены из недавно прочитанной книги.
2)Володя согласился принять участие в игре, потому что его сумели заинтересовать.
3)Игра занимает важное место в жизни ребёнка.
4)Володя хотел продемонстрировать остальным детям, что он достаточно взрослый и ему неинтересны детские игры.
5)Володя поступал благоразумно, и все дети разделяли его убеждения.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания образа Володи?».
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.