Занятие 18

Изложение
Орфография. Повторение
Синтаксис. Тип сложного предложения
Пунктуация. Знаки препинания в БСП
Сочинение 13.1

Изложение 27

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни.

Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (152 слова)

Орфография. Повторение

ОГЭ Орфография 7.1.5.
Перейти
ОГЭ-7/9-12
Перейти
ОГЭ орфография 12/НН 2
Перейти
Перейти

Синтаксис

ОГЭ-2 Грамматическая основа 8
Перейти
ОГЭ - 3.3 Тип сложного предложения 3
Перейти

Пунктуация

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Тире
  1. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире (НО, ОДНАКО, А).
  2. Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире (КОГДА, ЕСЛИ).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире (ПОЭТОМУ).
Примеры
  1. Мама напомнила мне, что синоптики сегодня не обещают дождя – зонт можно с собой не брать.
  2. Хотел рисовать – кисти выпадали из рук; пробовал читать – глаза не видели строк.
  3. С трусом поведёшься – горя наберёшься.
  4. Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются ‒ ничего не поделаешь.
  5. В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст – взбираться и съезжать было хорошо.
Двоеточие
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (А ИМЕННО).
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (И УВИДЕЛ, ЧТО).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие (ПОТОМУ ЧТО).
Примеры
  1. Всё вокруг неуловимым образом переменилось: тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.
  2. На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.
  3. На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.
  4. Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось.
  5. Княжеская усадьба старая, давно всеми позабытая: дом её необитаем, сад заброшен.
Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Однажды я был свидетелем удивительного явления: на озере начинался шторм.
2) Происходят неприятности: попытайтесь посмотреть на себя и на ситуацию со стороны.
3) Братья осознавали: больше ничего не связывало их с этим человеком.
4) Ребёнок начнёт капризничать: дай ему бутылочку с молоком.
5) Маша видела: Дима говорил с учителем очень резко.

Тире
  1. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире (НО, ОДНАКО, А).
  2. Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире (КОГДА, ЕСЛИ).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире (ПОЭТОМУ).
Двоеточие
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (А ИМЕННО).
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (И УВИДЕЛ, ЧТО).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие (ПОТОМУ ЧТО).
Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
6) Меня беспокоит вот что: уже два дня нет никаких известий о Лене.
7) Пришёл на концерт: не забудь отключить звук в телефоне.
8) Не понимаешь правило — учитель объяснит ещё раз.
9) У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом.
10) В мае гуси высоко летят — овёс будет густым и высоким.

Тире
  1. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире (НО, ОДНАКО, А).
  2. Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире (КОГДА, ЕСЛИ).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире (ПОЭТОМУ).
Двоеточие
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (А ИМЕННО).
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (И УВИДЕЛ, ЧТО).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие (ПОТОМУ ЧТО).

Сочинение 13.1. Какую роль играет...?

План-шаблон

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) ТЕРМИН, которая/ые/ое используется в произведении, помогает нам лучше понять внутренний мир героев/как герои относятся друг к другу/авторский замысел и др.

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется ТЕРМИН «пример», чтобы...


2 пример

А ТЕРМИН «пример» из предложения №... помогает нам понять, что..

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие ТЕРМИН ИЗ ТЕМЫ используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) ТЕРМИН, которая/ые/ое используется в произведении, помогает нам лучше понять внутренний мир героев/как герои относятся друг к другу/авторский замысел и др.

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется ТЕРМИН «пример», чтобы...


2 пример

А ТЕРМИН «пример» из предложения №... помогает нам понять, что..

Вывод

аким образом, надо быть внимательными к тому, какие ТЕРМИН ИЗ ТЕМЫ используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

1.Текст 46

«Городской человек не ведает...» (По Ю.Я. Яковлеву) [4B6680] 4418BB
(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, — земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня…

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, — мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

— Сынок… (27)Сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

— Мама. (33)Мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

(По Ю.Я. Яковлеву*)


*Юрий Яковлевич Яковлев (19231996) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Мать приучила рассказчика ценить родную землю.
2)После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.
3)Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.
4)Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.
5)Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы?».
Работа над сочинением 13.1.

Какую роль в тексте играют лексические повторы?

  • Вступление

    В центре повествования в тексте Ю.Я.Яковлева - случай, произошедший с героем на войне, заставивший его задуматься о том, какую огромную роль в его жизни играет мама. Лексические повторы, которые используются в произведении, помогают нам ....


    Задание: закончите тезис на основе приведённых примеров.

  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложениях 32-33 и 37-38 лексический повтор («Мама. Мамочка» .)позволяет нам почувствовать, как сильно хотелось герою, чтобы рядом появилась мама. И тогда, на войне, когда он был ранен, и сейчас, в мирное время, он очень нуждается в маминой заботе и ласке.
  • 2 пример и пояснение
    А благодаря повтору слова «нет» в предложениях 46-48 мы понимаем, что ...

    Задание: закончите пример, указав роль лексического повтора.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие лексические повторы используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

2.Текст 40

«Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху...» (По В.В. Чаплиной) [7117F8] E24299
(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху. (2)Она была похожа на огромную куницу: тёмно- бурая, покрытая длинной жёсткой шерстью. (3)По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.

(4)В клетку поставили деревянный домик. (5)Однако росомахе домик не понравился. (6)После долгих поисков она устроила логово под домиком: вырыла небольшое углубление, выстлала его своей шерстью, а через несколько дней оттуда послышался писк новорождённых.

(7)С появлением маленьких детёнышей росомаха перестала тосковать и рваться на волю. (8)А если же её детёнышам грозила опасность, она как-то по-особенному рычала, и детёныши, словно по команде, скрывались под домиком.
(9)Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка. (10)Серые хищники давно охотились за её малышами. (11)Если те подбегали к решётке, волки злобно рычали, шерсть у них поднималась дыбом, они хватали зубами за сетку и с силой дёргали, стараясь схватить росомашек.

(12)Днём волков отгонял служитель. (13)Зато ночью им никто не мешал. (14)И вот однажды, когда волки, как обычно, дёргали сетку, она не выдержала напора, разорвалась, и два серых хищника пролезли в клетку к росомахе. (15)Увидев, что детёнышам грозит опасность, мать смело бросилась к ним на защиту. (16)Она была гораздо слабее двух волков и, не будь у неё детей, уж, наверное, постаралась бы уйти. (17)Но разве могла уйти и оставить своих детёнышей росомаха-мать?

(18)Она изо всех сил кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям.

(19)Несколько раз пробовали волки пробраться к ним под домик, и каждый раз их отгоняла росомаха.

(20)Но вдруг в борьбе кто-то опрокинул деревянный домик. (21)Две маленькие испуганные росомашки остались совсем без прикрытия. (22)Жаждущие добычи волки уже готовы были схватить их, но мать успела закрыть собой детёнышей. (23)Она всем телом легла на малышей и, с какой бы стороны ни старались их схватить волки, моментально поворачивалась и встречала их оскаленной пастью.

(24)Закрывая собой детёнышей, росомаха даже не могла теперь увернуться от укусов волков и всё-таки находила в себе силы отбивать их нападение.

(25)Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож. (26)Он быстро отпер клетку и загнал волков на место. (27)Потом крепко заделал отверстие и подошёл к росомахе. (28)Она так ослабела, что у неё не было даже сил подняться. (29)И всё-таки, когда сторож хотел поглядеть, целы ли её малыши, она оскалила зубы и по-прежнему была готова их защищать.

(30)Убедившись, что малыши невредимы, сторож ушёл, а росомаха с трудом приподнялась и стала нежно лизать взъерошенную шёрстку своих детёнышей.

(По В.В. Чаплиной*)

*Вера Васильевна Чаплина (Михайлова) (19081994) — известная детская писательница.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)В зоопарк привезли росомаху, у которой скоро должны были появиться детёныши.
2)Росомаха построила деревянный домик для своих будущих детёнышей.
3)Детёныши росомахи пролезли в клетку к волкам.
4)Росомаха была сильнее волков, поэтому победила их в схватке.
5)Росомаха-мать из последних сил защищала своих детёнышей даже от сторожа.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в повествовании играют глаголы?».
Работа над сочинением 13.1.

Какую роль в повествовании играют глаголы?

  • Вступление

    В центре повествования в тексте В.В. Чаплиной - случай, произошедший в зоопарке. Глаголы, которые используются в произведении, помогают ....


    Задание: закончите тезис на основе приведённых примеров.

  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении №11 используются глаголы «рычали», «хватали», «дёргали», чтобы ...

    Задание: закончите пример, указав роль глаголов.
  • 2 пример и пояснение
    А благодаря глаголам «кидалась», «увёртывалась»,«бросалась» в предложении 18 ...

    Задание: закончите пример, указав роль глаголов.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие глаголы используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok