Занятие 17

Изложение
Орфография. Повторение
Синтаксис. Сложное предложение
Пунктуация. Знаки препинания в БСП
Сочинение 13.1

Изложение 16

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории, ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.(161 слово)

Орфография. Повторение

  1. С ПЛАЩОМ - в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.
  2. (ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ - частица НЕ с кратким причастием пишется раз­дельно.
  3. (говорит) ИСКРЕННЕ - в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
  4. ВЕТЕРАН - две безударные гласные корня непроверяемые.
  5. РАССЧИТАТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне сло­ва определяется его лексическим значением.


Пунктуация

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение (БСП) — это сложное предложение, части которого соединены только по смыслу и интонационно, между ними нет союзов.
Тире
  1. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире (НО, ОДНАКО, А).
  2. Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире (КОГДА, ЕСЛИ).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире (ПОЭТОМУ).
Примеры
  1. Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.
  2. Идёшь ранней осенью по болоту – не видно конца-краю мягким моховым кочкам, осыпанным дозревающей клюквой.
  3. Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.
  4. Хотел рисовать – кисти выпадали из рук; пробовал читать – глаза не видели строк.
  5. С трусом поведёшься – горя наберёшься.
  6. Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются ‒ ничего не поделаешь.
  7. В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст – взбираться и съезжать было хорошо.
  8. Облако пройдёт – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.
  9. Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.
  10. Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.
Двоеточие
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (А ИМЕННО).
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие (И УВИДЕЛ, ЧТО).
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие (ПОТОМУ ЧТО).
Примеры
  1. Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.
  2. Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.
  3. Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.
  4. Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других.
  5. Обычно мы помогаем друг другу: один чистит картошку, другой растапливает печь.
  6. Выражение лица Елены немного изменилось со дня её отъезда из Москвы: оно стало обдуманнее и строже, глаза глядели смелее.
  7. Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.
  8. И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.
  9. Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.
  10. После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.

Сочинение 13.1
Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения

Бессоюзные сложные предложения

Запятая

  • Перечисление последовательных событий
  • Перечисление одновременных событий

Двоеточие

  • Причина (2 часть)
  • Пояснение (2 часть)
  • Дополнение (2 часть)

Тире

  • Противопоставление
  • Сравнение
  • Быстрая смена действий
  • Условие (1 часть)
  • Время (1 часть)
  • Следствие (2 часть)

Текст 19. Федя учился в новой школе...

36AB75

(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа — чувствовать.

(8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

— Эй, парень! (10)Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.

(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. 

(16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.

(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.

(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.
(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.

(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.

(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.

(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.

(29)Он повернулся и побежал.

(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал — бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.

 — (36)Водитель, — закричал кто-то, — остановись, мальчик остановку пропустил!

(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.

(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.

(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.

 (По А.А. Лиханову*)


* Альберт АнатольевичЛиханов (1935−2021) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) После уроков Фёдор поехал в старый район, потому что скучал по лучшему другу.
2) Фёдор был полон решимости отстоять старую голубятню.
3) Рабочие снесли голубятню.
4) Голуби летали вокруг горящей голубятни.
5) Фёдор вернулся к своим голубям, не бросил их, потому что чувствовал ответственность за приручённых птиц.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие смысловые отношения выражают разные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях текста?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте С.А.Лубенец - мальчик Венька, мама которого очень хотела, чтобы сын ходил в школу в пиджаке. Разные типы сложных предложений, которые используются в тексте, передают причинные, временные, определительные и другие отношения.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в бессоюзном сложном предложении 18 («Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его») вторая часть выражает причину того, о чём говорилось в первой части. Мы понимаем, что мальчик лишь немного расстроился, потому что надеялся, что другим ребятам тоже купят пиджаки, но позже.

  • 2 пример и пояснение
    А между частями сложноподчинённого предложения 34 («Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков») временные отношения. Размышляя о своих взаимоотношениях с сыном, который у него будет в будущем, Венька уверен, что поступит не так, как его мама.
  • Вывод
    Таким образом, очень важно научиться правильно использовать разные типы сложных предложений, чтобы наша речь была более точной и понятной.
Примеры
  • Двоеточие/ пояснение
    (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху
  • Запятая/ перечисление последовательных событий
    (27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.

  • Двоеточие/ дополнение
    (28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.
  • Запятая/ перечисление последовательных событий
    (37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.
  • Запятая/ перечисление последовательных событий
    (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok