Занятие 15

Орфография
Синтаксис
Сочинение

Орфография

ОГЭ Орфография 7.1.4.
Перейти
ОГЭ 7.3.6.
Перейти
ОГЭ орфография /ь знак
Перейти
Перейти

Синтаксис

ОГЭ-2 Грамматическая основа 5
Перейти
ОГЭ 2 Анализ основ 5
Перейти
ОГЭ 3. Количество основ 5
Перейти

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (13.1)

Какие смысловые отношения выражают разные типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях текста?

Текст 8. Прошло много лет после того...

A42B21


(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик — мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

— (11)Шарик! — окликнул я его дрогнувшим голосом.

(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

— (13)Шарик!

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он, конечно, узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

— (25)Шарик! — я припал лицом к его холодной морде. — (26)Ну, прости меня, прости! — я гладил его седую, всю в репьях голову.

(27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет — из детства.

— (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.

(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю…
— (36)Стой! (37)Тормози!

(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…

(По М.А. Чванову*)


* Михаил Андреевич Чванов(род. в 1944 г.) — российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С. Т. Аксакова.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой-рассказчик провёл детство в деревне.
2) Шарик стал седым и старым и не узнавал своего бывшего друга.
3) Рассказчику было стыдно, что он много лет назад не взял Шарика с собой.
4) Шарика взял домой одноклассник после отъезда рассказчика.
5) Шарик бежал за автобусом, в котором уезжал его лучший друг.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие смысловые отношения выражают разные типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях текста?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте М.А. Чванова – герой, вернувшийся в родную деревню и встретивший своего старого друга – пса Шарика. Разные типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, которые используются в тексте, выражают причинные, целевые и другие смысловые отношения.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в сложноподчинённом предложении 2 («Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности») придаточная часть выражает причину того, о чём говорилось в главной части.
  • 2 пример и пояснение
    А между частями сложноподчинённого предложения 39 («Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…») целевые отношения.
  • Вывод
    Таким образом, очень важно учитывать смысловые отношения при выборе придаточной части в сложноподчинённых предложениях, чтобы наша речь была более точной и понятной.

Текст 26. 5F3550


 (1)Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив.

(2)Местный кот. (3)Обычный такой, не породистый. (4)Он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие, еле прикрытое кошачьими веками, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. (5)Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался...

(6)Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. (7)У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. (8)Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.
(9)Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. (10)Если он видел детей, он бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. (11)Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

(12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

(17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. (21)Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном – о капельке привязанности! (22)Возможно, о капельке сострадания и любви.

(23)И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. (24)Самым любящим и самым красивым. (25)Никогда он даже не попробует укусить, или оцарапать меня, или просто покинуть. (26)А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви...

(27)Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. (28)Так оно и было на самом деле. (29)Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров. (30)Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко, отдавать ближнему своему всё без остатка...

(По В. Черноречину*)

* Вадим Черноречин– современный публицист, блогер, автор аудиокниг.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Местный кот был уродливым, но породистым.
2) Взрослые не любили кота, поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.
3) Уродливый относился ко всем ласково, пытаясь завоевать любовь и расположение.
4) Рассказчику некому было подарить свою любовь и привязанность, поэтому он взял домой уродливого кота.
5) Уродливый научил рассказчика состраданию.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие смысловые отношения передают разные типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях?».
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok