Текст 3

«Всё началось на перемене перед шестым уроком...» /По Н.А. Татаринцеву [AF33F7]
Текст
Тестовые задания по тексту
Сочинение

Текст


(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

— Слушайте, люди! (3)Меня уже достала эта химия! (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

— А кого она не достала!

(5)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (6)Наш класс считался образцовым. (7)В нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

— (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

— (12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт…

— (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха. (15)Носков злобно прищурился:

—Петруха! (16)Против коллектива идёшь!

— (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо — вы ухόдите, мне надо — я остаюсь.

— (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся…

— (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! — сострила Болдырева.

— (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

—(23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят!

(25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! — грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева.

—(27)Я никуда не пойду!

— (28)Ну смотри! — сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

— (31)А ты чего, Гарри? — недоумённо спросил Носков.

— (32)Я тоже остаюсь…

— (33)Друга, что ли, спасаешь? — Носков хмыкнул.

— (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом — её в школу начнут дёргать… (36)Бог знает, чем это кончится! — ответил Елисеев.

— (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! — прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!

(По Н.А. Татаринцеву*)


*Николай Алексеевич Татаринцев (род. в 1947 г.) — российский писатель-публицист.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Урок химии перенесли на другую неделю.
2) Петруха Васильев оказался трусом и предателем.
3) Игорь Елисеев поддержал друга и остался в классе.
4) Петруха отказался уйти с урока, потому что опасался, что история с побегом плохо скажется на здоровье его матери.
5) Учительница химии спросила на уроке Петруху и поставила ему двойку.

Сочинение

Задания
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».
Работа над сочинением 13.1

Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?

  • Вступление
    В центре повествования в тексте Н.А.Татаринцева – история о школьниках, решивших сбежать с урока. Автор использует разные средства языка, чтобы передать живую разговорную речь детей. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства лексики и синтаксиса.
  • 1 пример
    Так, в предложении 3 используется разговорное слово «достала», позволяющее нам ощутить непринуждённость обстановки, в которой оно было произнесено.
  • 2 пример
    А реплика Вити из предложения 9 («Только, народ, чтобы всем коллективом!») является неполным предложением, что характерно именно для разговорной речи. Из контекста мы понимаем, что мальчик пропустил грамматическую основу "мы сбежим" и использовал союз "чтобы" не в характерной для него роли. Это заставляет нас поверить, что фразу произносит ученик, обращаясь к друзьям.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в речи персонажей, чтобы правильно понять авторский замысел.

Каким должен быть настоящий друг?

  • Вступление

    Дружба - это особые отношения между людьми, основанные на доверии, понимании, взаимовыручке, поддержке и общих интересах. К сожалению, очень сложно найти человека, с которым будут такие отношения. Каким же должен быть настоящий друг?

  • 1 пример
    Во-первых, настоящий друг всегда поддержит. Для него интересы товарища стоят на первом месте. Так, в тексте Н.А.Татаринцева Игорь, поняв, что Петя не собирается сбегать с урока, решил остаться с ним. Он не побоялся пойти против мнения класса. Игорь поддержал своего друга, которому было бы сложнее противостоять коллективу в одиночку.
  • 2 пример
    Во-вторых, настоящий друг понимает тебя. Пете не надо было объяснять, почему он не уходит вместе с классом. Игорь сам всё понял. Он знал, что у мамы друга был инфаркт, и тоже переживал за её здоровье. Он чуткий и заботливый человек, поэтому понимает Петю.
  • Вывод
    Таким образом, настоящий друг - отзывчивый и внимательный товарищ, на которого всегда можно положиться .
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok