Текст 1

«В нашей паре я был ведущим, а Павлик — ведомым...» /По Ю.М. Нагибину [0C7044]
Текст
Тестовые задания по тексту
Сочинение

Текст


(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик — ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. (7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. (8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.

(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовалсебя принцем. (12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (14)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его.

— (16)Прекрасно, — поджала губы Елена Францевна. — (17)Теперь стихотворение.

— (18)Какое стихотворение?

— (19)То, которое задано! — отчеканила она ледяным тоном.

— (20)А вы разве задавали?

—(21)Привык на уроках ворон считать! — завелась она с пол-оборота. — (22)Здоровенный парень, а дисциплина…

—(23)Да я же болел!

— (24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?

(26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл, наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне.

— (31)Встань! — приказала Павлику «немка». — (32)Это правда?

(33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о немецком я его не спрашивал…

(36)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (37)Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары, «немка» угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично».

(40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от меня.

—(43)Ты чего это?..

(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза — красные и налитые влагой. (46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

— (48)Брось! — сказал я. — (49)Стоит ли из-за учительницы?

(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

(54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него «немка», подумаешь, несчастье! (57) Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. (58)И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? (59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык. (61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару.

(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, хотя Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю.М. Нагибину*)

*Юрий Маркович Нагибин (1920−1994) — русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.
2) Рассказчик хорошо знал немецкий язык, поэтому учительница любила его и редко спрашивала домашнее задание.
3) Елена Францевна поставила рассказчику двойку за невыученное стихотворение.
4) Рассказчик никогда не узнавал домашнего задания у Павлика.
5) Павлик не простил другу предательства.

Сочинение

Задания
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют фразеологизмы?».
Работа над сочинением 13.3

Что может разрушить дружбу?

  • Вступление

    Дружба - это особые отношения между людьми, основанные на доверии, понимании, взаимовыручке, поддержке и общих интересах. Не всегда эти взаимоотношения оказываются крепкими, друзья могут и поссориться. Что же может разрушить дружбу?

  • 1 пример
    Во-первых, друзья могут поссориться из-за эгоизма. Так, в тексте Ю.М.Нагибина мальчик, от лица которого ведётся повествование, сказал учителю, что не выучил стихотворение из-за Павлика. Он не подумал в этот момент, что друга будут ругать из-за его слов, а переживал только о том, как самому оправдаться перед учителем. Он повёл себя эгоистично, из-за этого Павлик на него обиделся.
  • 2 пример
    Во-вторых, дружбу может разрушить недопонимание. Павлик не попытался встать на место своего друга, который очень волновался, когда учительница решила вдруг его спросить. Он всегда успешно справлялся с заданиями, был на высоте, а в этот раз оказался в положении ученика, не сделавшего домашнее задание. Конечно, он очень нервничал. Бесспорно, это его не оправдывает. Но, я думаю, в обычной обстановке от вряд ли так поступил бы. И Павлик должен был это понимать. Но он не дал возможности другу извиниться и исправить свою ошибку. Недопонимание привело к разрыву.
  • Вывод
    Таким образом, дружбу разрушают эгоизм, недопонимание, поэтому очень важно учиться думать о других, быть более внимательными и стараться обсуждать то, что нам не нравится в отношениях.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok