Сочинение 2025
Текст 7

"Когда Леонардо да Винчи..."/И.Г.Эренбург
Публицистика. Доказательство/иллюстрация/пояснение

Текст


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.
(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что важнее для победы: техническая оснащённость или боевой дух солдат?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Проблема
Что важнее для победы: техническая оснащённость или боевой дух солдат? Над этой проблемой размышляет И.Г.Эренбург.
Авторская позиция
Отвечая на этот вопрос, автор убеждает нас в том, что для победы самое важное – человек, его решимость, воля, настрой, именно они играют решающую роль в сражении..
Первый пример и пояснение
Размышляя над итогами Второй мировой войны, И.Г.Эринбург отмечает, что она "принесла человечеству великий урок: реванш человека". Как утверждает автор, "сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй", "однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа". И.Г.Эренбург уверен, что важнейшую роль в нашей победе сыграла внутренняя сила людей.
Второй пример и пояснение
Продумайте переход ко второму примеру.
Введите второй пример, применяя цитирование.
Напишите пояснение.
Анализ логической связи
Напишите анализ логической связи:
  1. Укажите связь.
  2. Соедините два примера в одном предложении.
  3. Объясните, зачем автор использовал именно этот тип связи.
Собственная позиция
Я согласна с мнением автора. Конечно, техническая оснащённость армии важна, но от внутреннего настроя бойцов, от их уверенности в том, что они сражаются за правое дело, зависит очень многое. Ведь желание защитить родную страну заставляет забыть о себе, раскрывает скрытые внутренние силы, рождает новые чувства, заставляющие сражаться до конца. Об этом писал Л.Н.Толстой в произведении "Война и мир", размышляя о русском народе, который "в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью". Да, у простых людей, вставших на защиту своего дома, не было хорошего вооружения, но желание освободить страну от врага было таким сильным, что они готовы были сражаться, держа в руках обычные вилы и топоры.
Вывод
"Русские в плен не сдаются!" - сказал М.И.Кутузов, отмечая огромную внутреннюю силу, характерную для нашего народа. Уверена, что многие исторические события доказывают, что великий полководец был прав.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.