Сочинение 2025
Текст 5

"Когда на склоне своей жизни..."/Л.Н.Волынский
Публицистика. Доказательство/иллюстрация

Текст


(1) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. (2) Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нём отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание её красоты. (3) Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.

(4) Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, «лучше, добрее и здоровее». (5) А разве не в этом состоит главная цель искусства?

(6) Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. (7) Можно ли представить себе художников более разных в своём «личном отношении» к природе, понимании её красоты? (8) «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, — писал Крамской. — (9) Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом, и только знает. (10) Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе…»

(11) Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. (12) Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью.

(13) В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве… (14) Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл «стрункой, которая могла бы обращаться в песню».

(15) Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа. (16) Васильев стал первым его поэтом. (17) И это благотворное поэтическое начало не заглохло. (18) Первая, несмелая ещё песня была подхвачена другими, новыми голосами.

(Л.Н. Волынский*)

* Леонид Наумович Волынский (1912−1969) — советский художник и писатель.

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Можно ли пейзажную живопись считать достойным видом искусства?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Проблема
Можно ли пейзажную живопись считать достойным видом искусства? Над этой проблемой размышляет Константин Георгиевич Паустовский.
Авторская позиция
Отвечая на этот вопрос, автор убеждает нас в том, что пейзажная живопись – это важное искусство, способное оказывать на человека благотворное воздействие.
Первый пример и пояснение
Автор сравнивает две точки зрения на пейзажное искусство. Если Толстой считал, что это «пустое, бессодержательное “искусство ради искусства”», то Репин возражает ему, подчёркивая, что в пейзаже «отражается впечатление художника…». Автор, определяя свою позицию, говорит: «Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре». Волынский уверен, что пейзажная живопись заслуживает высокой оценки.
Второй пример и пояснение
Доказывая эту мысль, Л.Н.Волынский приводит в пример творчество художника Васильева, «русский пейзаж» которого «будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, ˮлучше, добрее и здоровееˮ». Автор подчёркивает, что работы этого художника развивают человека, помогают ему совершенствоваться.
Анализ логической связи
Второй пример доказывает утверждение, высказанное в первом. Значимость пейзажной живописи подтверждается трудами Васильева, которые оказывали положительное воздействие на людей. Автору было важно привести нам конкретный пример, чтобы его слова звучали более убедительно.
Собственная позиция
Я согласен с мнением автора. Нельзя недооценивать этот вид искусства. Пейзаж может вызывать у человека сильные эмоции, развивает его духовную сферу, влияет и на мировоззрение. Например, в произведении А.Грина «Алые паруса» есть эпизод, который ярко показывает, насколько сильно пейзаж может воздействовать на человека. Грей в детстве увидел картину, на которой было изображено бушующее море и корабль с капитаном на палубе. Пейзаж произвёл на него такое сильное впечатление, что он решил стать моряком. Этот пример показывает, что пейзажная живопись способна повлиять на будущее человека, помогает выбрать свой путь.
Вывод
Каждый вид искусства вносит что-то своё в нашу жизнь и помогает нам становиться лучше.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.