Сочинение 2025
Текст 4

"Когда при Берге произносили..."/По К.Г.Паустовскому
Причина

Текст


(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, — не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.

— (6)Эх, Берг, сухарная душа! — с тяжёлым укором говорили ему друзья.

— (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.

(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.

(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, — это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.

— (33)Я остаюсь, — сказал Берг резко. — (34)Я хочу написать эту осень.

(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, — мой первый пейзаж».

(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей… (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.

(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892−1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что является источником вдохновения для художника?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
  • Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Проблема
Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой рассуждает Константин Георгиевич Паустовский.
Авторская позиция
Отвечая на этот вопрос, автор показывает нам, что источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.
Первый пример и пояснение
К.Г.Паустовский рассказывает нам о художнике Берге, который «предпочитал портрет, плакат». Пейзажи ему не удавались. Однако после месяца, проведённого в муромских лесах, его отношение к творчеству изменилось. Однажды Берг взял краски и пошёл на озеро. Объясняя, что он чувствовал в этот момент, Паустовский пишет: (Найдите нужную цитату). Эти слова позволяют нам почувствовать, какое огромное желание творить родилось в душе художника. Именно такие эмоции появляются у человека, испытывающего вдохновение.
Задание: введите пример.
Второй пример и пояснение
Почему же отношение Берга к творчеству изменилось? Что стало источником его вдохновения?

Понять это нам помогает описание того, чем занимался Берг в гостях. Большую часть времени он проводил на полях, наблюдая за природой. Описание того, что чувствовал Берг, когда улетали журавли («Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей»), говорит нам о том, как дорог ему стал этот край, как чутко он реагирует на изменения в природе. Доказывает эту мысль и то, как он стал воспринимать разные детали. Например… (найдите пример в тексте). Мы видим, что общение с природой помогло ему научиться по-новому воспринимать окружающий мир.
Задание: введите пример.
Анализ логической связи
Во втором примере описываются причины того, о чём говорится в первом. У Берга появилось желание творить благодаря тем эмоциям, которые он испытал во время прогулок по муромским лесам. Автору было важно использовать этот тип связи, чтобы мы увидели, как сильно влияет природа на вдохновение художника.
Собственная позиция
Я согласна с позицией автора. Действительно, природа оказывает сильное воздействие на творческих людей, пробуждая желание выразить свой внутренний мир на холсте. Такое влияние объясняется тем, что между человеком и природой существует особая связь. Например, в стихотворении «Осень» А. С. Пушкин пишет:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

С наступлением осени чувства поэта меняются, появляется новая энергия, рождаются новые замыслы.
Вывод
Я думаю, всем нам очень важно больше времени проводить вне города, его суеты и шума, на природе, помогающей понять себя и окружающий мир.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.