Сочинение 2025
Текст 3

Заброшенная дорога.
Сопоставление

Текст


ЗАБРОШЕННАЯ ДОРОГА

(1)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом.

(2)Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Экзюпери?.. (3)Я знаю, что он был, как было и шоссе, заросшее подорожником и лопухами, но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнений…

(4)Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный ольшаник, примыкающий к даче с севера, сказочно богат грибами свинушками.

(5)Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее, меня уже не радовали большие грибы, и я срывал лишь маленькие твёрдые крепыши. (6)Эти разборчивые поиски привели меня в глубь леса. (7)Я хорошо знал окрестность: и со стороны шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

(8)Однако чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава стала вполовину моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и было всё труднее пробираться вперёд. (9)И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

(10)Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе.

(11) — Здравствуй, — сказал он.

(12) — Здравствуй, — отозвался я. (13) — А что это за дорога? (14)Я никогда её раньше не видел.

(15) — Не знаю… (16)Ты не хочешь мне помочь?

(17)Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. (18)Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. (19)Да, это была работа! (20)Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. (21)Мой пыл сразу угас.

(22) — Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.

(23) — Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень.

(24) — Надо её расчистить.

(25) — А зачем? — упорствовал я.

(26)Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.

(27) — Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.

(28) — Ну и пусть! — сказал я раздражённо. (29) — Она всё равно никуда не ведёт!

(30) — Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за работу. (31) — Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?

(32) — Но раз её забросили, значит, она не нужна!

(33)Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!

(34) — Разве мы знаем, почему дорогу забросили?.. (35)А может быть, кто-то на другом конце пробует её расчистить? (36)Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. (37)Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. (38) — Я обязательно её расчищу.

(39) — У тебя не хватит сил.

(40) — У меня одного — нет, но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…

(41) — Далась тебе эта дорога!

(42) — Дорога — это очень важно. (43)Без дороги никто никогда не будет вместе.

(44) — Я буду помогать тебе! — неожиданно для самого себя вскричал я.

(45) — Спасибо, — сказал мальчик искренне. (46) — Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.

(47) — А где ты живёшь?

(48) — Там!.. — махнул он за чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.

(49)На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.

(50)Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённый предвкушением встречи с мальчиком на заросшем шоссе, — его вера уже стала моей верой. (51)Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого булыжника…

(52)Я так и не нашёл заброшенного шоссе. (53)Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика. (54)До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно.

(55)Мне никогда уже не попадалось ни заброшенное шоссе, ни даже стёжка, что нуждалась в моём труде. (56)Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. (57)В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым. (58)Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. (59)Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть, не давая сорнякам глушить, разрушать дороги, превратить их в ничто. (60)Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.

(61)Вот только самую главную, важную и нужную дорогу в жизни я как раз не сумел отыскать.

(По Ю. Нагибину)

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что нужно делать, чтобы сохранить хорошие взаимоотношения с окружающими?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
  • Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Проблема
Что нужно делать, чтобы сохранить хорошие взаимоотношения с окружающими? Над этой проблемой размышляет Ю.Нагибин.
Авторская позиция
Автор считает, что необходимо не только умение трудиться над сохранением хороших взаимоотношений, но и желание двух человек идти навстречу друг другу.
1 пример и пояснение
Автор рассказывает о встрече с мальчиком, пропалывающим заросшее шоссе в лесу. (ЦИТАТЫ – слова мальчика: 30, 35, 37, 42,43).
Задание: введите пример.
Мальчик восстанавливает шоссе, считая это очень важным и нужным делом и надеясь, что кто-то идёт ему навстречу.
2 пример и пояснение
Дорогу, которую расчищает мальчик, автор сопоставляет с взаимоотношениями между людьми.
(ЦИТАТЫ - 57, 59, 60.)
Задание: введите пример.
Автор отмечает, что сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми не так просто, ведь постоянно возникают какие-то проблемы, трудности, которые необходимо преодолевать, при этом важно, чтобы желание сохранить связь было обоюдным.
Анализ логической связи
Сопоставление шоссе, которое восстанавливает мальчик в надежде встретить на другом конце человека, идущего навстречу, с дорогами-связями между людьми позволяет нам лучше понять авторский замысел. Первый пример заставляет нас задуматься, насколько важны дороги в жизни человека. А сопоставление этих дорог с взаимоотношениями между людьми помогает понять, что нужно уметь сохранять связи путём постоянной работы.

Какие ошибки допущены в анализе?
Собственная позиция
Выразите собственное мнение по плану:
1) Согласен/не согласен
2) Тезис
3) Обоснование
4) Пример
Вывод
Очень важно помнить, что добрые взаимоотношения между людьми - это настоящее чудо, которое мы создаём своими словами и поступками.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.