13 текст
Сочинение 2025

"У меня есть теория..."/По М.С. Казинику
Публицистический текст

Текст

(1)У меня есть теория, называется она «теория поцелуя и удара». (2)Бог целует и напутствует гения словами: «Иди на землю, у тебя большая миссия, я поставил перед тобой очень сложную задачу». (3)Но когда решение этой задачи по каким-то причинам не получается, тогда Бог «ударяет» гения — страхами и болезнями.

(4)Возьмём Бетховена. (5)Бог его целует, но по прошествии времени видит, что у Бетховена ничего не получается так, как он, Бог, хотел. (6)Тогда Господь его оглушает: будешь глухим композитором. (7)И после этого Бетховен начинает писать величайшую музыку. (8)Точно так же Бог целует Моцарта. (9)Тебе вся гармония принадлежит, твоя миссия — спасать людей, появится даже понятие «эффект Моцарта» — такой красоты будет твоя музыка. (10)А Моцарт пишет музыку, подражая всяким модным в его время дяденькам, даже Иоганну Христиану Баху, одному из детей Иоганна Себастьяна Баха. (11)И тогда Бог не даёт Моцарту в полной мере наслаждаться жизнью: у композитора слабое, подверженное всяческим болезням тело, в любой момент он рискует умереть от самой ерундовой хвори — отсюда его фобия смерти. (12)Невозможность дышать у Шопена, одиночество и безденежье у Шуберта — та же история. (13)Получается, гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил.

(14)Иногда у меня спрашивают: а какой у Рахманинова был удар? (15)Потому что кажется, что был один поцелуй — такая ясность во всех его звуках. (16) Но удар был, и ещё какой удар! (17)Дичайшая мнительность, ведущая к депрессиям. (18)А мнительность была вот с чем связана: он боялся умереть от рака и, как только у него кололо в правом боку, бежал к врачам весь трясущийся. (19)Жизнь кончена, всё пропало! (20)Врачи его исследовали и говорили: «Серёжа, ты абсолютно здоров». (21)Рахманинов вылетал от врачей на крыльях и писал свою великую музыку, пока… не кололо в левом боку. (22)Опять врачи, исследования и диагноз: «Сергей Васильевич, вы здоровы». (23)И он снова убегал — в полёт. (24)Своей музыкой сражался за право жить. (25)В этом — лечебный эффект великой музыки. (26)Самый лучший антидепрессант. (27)Мы получаем от гения энергию преодоления трудностей, понимаете? (28)Я уже не говорю о том, что музыка — проводник в другой мир, другое измерение. (29)Туда, где нет постылой жизни, постылых, однообразных вещей, надуманных проблем и неразрешимых конфликтов. (30)Где мы подлинные, настоящие. (31)Потому что, когда мы слушаем музыку — Бетховена, Моцарта, Рахманинова, — мы, наконец, слушаем самих себя.

(По М.С. Казинику*)

* Михаил Семёнович Казиник (род. в 1951 году) — советский и шведский лектор-музыковед, популяризатор классической музыки.

Тест

Задание 23 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Согласно «теории поцелуя и удара»,гениальность великого человека неизменно сопряжена с ударами по его карьере и самолюбию.
2)Бетховен начал писать величайшую музыку после того, как потерял слух.
3)Для мобилизации творческих сил мало данногоот природы талантаи гениальности – всякий великий человек переживает удары судьбы, способствующие реализации творческого потенциала.
4)На долю Шопена и Шуберта выпали одни и те же жизненные испытания: бедность, неприятие со стороны общества.
5)Из-за онкологического заболевания Рахманинову приходилось сражаться за жизнь – и в этом ему помогала музыка.

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что способствует мобилизации творческих сил гениального человека?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
  • Проблема
    Что способствует мобилизации творческих сил гениального человека? Над этим вопросом рассуждает Михаил Семёнович Казиник.
    Авторская позиция
    Автор считает, что невзгоды способствуют мобилизации творческих сил гениального человека.
  • Переход
    М.С.Казиник объясняет читателям свою теорию «поцелуя и удара».
  • 1 пример
    «...гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил», - утверждает автор,
    Пояснение
    убеждая нас в том, что для проявления творческих способностей в полной мере человеку нужно столкнуться с какой-нибудь жизненной проблемой.
  • Переход
    Доказывая эту мысль,
  • 2 пример
    М.С.Казиник приводит в пример конкретные факты из жизни разных известных композиторов. Так, рассказывая о Бетховене, публицист отмечает, что, став глухим, он «начинает писать величайшую музыку».
    Пояснение
    Получается, этот страшный недуг помог композитору достичь высот в своём деле.
  • Анализ логической связи
    Напишите анализ логической связи.
    1) Какая связь?
    2) 2 примера в одном предложении.
    3) Зачем использована эта связь?
  • Собственная позиция
    Я разделяю позицию автора. Преграды на пути гениальных людей, жизненные проблемы могут помочь раскрыться, ведь человек в трудные минуты находит утешение в своём любимом деле, он испытывает особое душевное состояние, которое открывает внутренние резервы, потому что ему нужно излить душу, высказаться. В трудные минуты приходит настоящее вдохновение, которое помогает создать великие шедевры. Так, Шостакович, находясь в блокадном Ленинграде, вместе с его жителями переживая все тяготы военного времени, начинает писать самое известное его произведение – «Ленинградскую» симфонию.

  • Вывод
    Нужно научиться извлекать пользу из любых испытаний, которые появляются на нашем пути.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.