11 текст
Сочинение 2025

"Несомненно, Дюма останется ещё на многие годы..."/По А.И.Куприну
Публицистический текст. Дополнение

Текст

(1)Несомненно, Дюма останется ещё на многие годы любимцем и другом читателей с пылким воображением и с не совсем остывшей кровью. (2)Но, увы, надолго сохранится и убеждение в том, что большинство его произведений написаны в слишком тесном сотрудничестве с другими авторами.

(3)Повторять что-нибудь дурное, сомнительное, позорное о людях славы и искусства было всегда лакомством для критиков и публики. (4)Помню, как в Москве один учитель средней школы на жадные расспросы о Дюма сказал уверенно:

— Дюма? (5)Да ведь он не написал за всю жизнь ни одной строчки. (6)Он только нанимал романистов и подписывался за них. (7)Сам же он писать совсем не умел. (8)И даже читал с большим трудом.

(9)Конечно, всякому ясно, что выпустить в свет около пятисот шестидесяти увесистых книг, содержащих в себе длиннейшие романы и пятиактные пьесы, — дело немыслимое для одного человека, каким бы он ни был работоспособным, какими бы физическими и духовными силами он ни обладал. (10)Если мы допустим, что Дюма умудрялся при титанических усилиях писать по четыре романа в год, то и тогда ему понадобилось бы для полного комплекта его сочинений работать около ста сорока лет самым усердным образом, подхлёстывая себя неистово сотнями чашек крепчайшего кофе. (11)Да. (12)У Дюма были сотрудники.(13)Например: Огюст Маке, Поль Мерис, Октав Фейе, Е. Сустре, Жерар де Нерваль, были, вероятно, и другие…

...(14)Но вот тут-то мы как раз и подошли к чрезвычайно сложным, запутанным и щекотливым литературным вопросам. (15)С самых давних времён весьма много было сказано о вольном и невольном плагиате, об использовании чужих, хотя бы очень старых, хотя бы совсем забытых, хотя бы никогда не имевших успеха сюжетов.

(16)Коллективное творчество имеет множество видов, условий и оттенков. (17)Во всяком случае, на фасаде выстроенного дома ставит своё имя архитектор. (18)А не каменщик, и не маляры, и не землекопы.

(19)Чарльз Диккенс, которого Достоевский называл самым христианским из писателей, иногда не брезговал содействием литературных сотоварищей, каковыми бывали даже и дамы-писательницы: мисс Мэльхолланд и мисс Стрэттон, а из мужчин — Торкбери, Гаскайн и Уилки Коллинз. (20)Особенно последний, весьма талантливый писатель, имя и сочинения которого до сих пор ценны для очень широкого круга читателей.

(21)Распределение совместной работы происходило приблизительно так: Диккенс — прекрасный рассказчик — передавал иногда за дружеской беседой нить какой-нибудь пришедшей ему в голову или от кого-нибудь слышанной истории курьёзного или трогательного характера. (22)Потом этот намёк на тему разделялся на несколько частей, в зависимости от количества будущих сотрудников, и каждому из соавторов, в пределах общего плана, предоставлялось широкое место для личного вдохновения. (23)Потом отдельные части повести соединялись в одно целое, причём швы заглаживал опытный карандаш самого Диккенса, а затем общее сочинение шло в типографский станок. (24)Эти полушутливые вещицы вошли со временем в полное собрание сочинений Диккенса. (25)Сотрудники в нём переименованы, но вот беда: если не глядеть на фамилии, то Диккенс сразу бросается в глаза своей вечной прелестью, а его сотоварищей по перу никак не отличишь друг от друга.

(26)В фабрике Дюма были, вероятно, совсем иные условия и отношения. (27)Прежде всего надо сказать, что если кто и был в этом товариществе настоящим работником, то, конечно, он, сорокасильный, неутомимый, неукротимый, трудолюбивейший Александр Дюма. (28)Он мог работать сколько угодно часов в сутки, от самого раннего утра до самой поздней ночи, иногда и больше. (29)Из-под пера так и падали с лёгким шелестом бумажные листы, исписанные мелким отличнейшим почерком, за который Дюма обожали наборщики (кстати, и его восхищённые первочитатели). (30)Говорят, он пыхтел и потел во время работы, ибо был тучен и горяч. (31)По его бесчисленным сочинениям можно судить, какое огромное количество требовалось ему сведений об именах, характерах, родстве, костюмах, привычках действующих персонажей. (32)Разве хватало у него времени просиживать часами в библиотеке, бегать по музеям, рыться в пыли архивов, разыскивать старые хроники и мемуары и делать выписки из редких исторических книг? (33)Если в этой кропотливой работе ему помогали друзья (как впоследствии Флоберу), то оплатить эту услугу было бы одинаково честно и ласковой признательностью, и денежными знаками или, наконец, и тем и другим.

(34)Правда, Дюма порою мало церемонился с годами, числами и фактами, но во всех лучших его романах безошибочно чувствуется его собственная, хозяйская, авторская рука. (35)Её узнаёшь и по характерному искусству диалога, по грубоватому остроумию, по яркости портретов и быта, по внутренней доброте...

(36)Правда и то, что очень часто, особенно в последние свои годы, Дюма прибегал к самому щедрому и самому бескорыстному сотруднику — к ножницам. (37)Но и здесь, сквозь десятки чужих страниц географического, этнографического, исторического и вообще энциклопедического свойства всё-таки блистает прежний Дюма, пылкий, живой, увлекательный, роскошный.

(38)Огюст Маке заявил публичную претензию на Дюма, которому он чем-то помог в «Трёх мушкетёрах».

(39)Оттуда и пошёл разговор о помощниках. (40)Но после первого театрального представления одноимённой пьесы, переделанной из романа и прошедшей с колоссальным успехом, Дюма, под бешеные аплодисменты и крики, насильно вытащил упиравшегося Маке к рампе, потребовал молчания и сказал своим могучим голосом:

— Вот Огюст Маке, мой друг и сотрудник. (41)Ваши лестные восторги относятся одинаково и к нему, и ко мне.

(42)И у Маке потекли из глаз слёзы.

(По А. И. Куприну*)


* Александр Иванович Куприн (1870-1938) — русский писатель, переводчик.

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Может ли писатель использовать труд других людей при написании произведения?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
  • Проблема
    Может ли писатель использовать труд других людей при написании произведения? Над этим вопросом рассуждает Александр Иванович Куприн.
    Авторская позиция
    Автор уверен, что нет ничего страшного в том, что в создании произведения участвуют помощники, деятельность которых иногда просто необходима, поскольку определяющим фактором в успехе всё равно является личность автора.
  • Переход
    А.И.Куприн отмечает, что "коллективное творчество имеет множество видов, условий и оттенков" и рассказывает о нескольких писателях, прибегающих к помощникам. Так, вступая в спор с теми, кто считает, что Дюма «не написал за всю жизнь ни одной строчки», автор анализирует творчество этого писателя и особенности его работы над произведениями.
  • 1 пример
    Александр Дюма, по мнению Куприна, «сорокасильный, неутомимый, неукротимый, трудолюбивейший» писатель, «он мог работать сколько угодно часов в сутки, от самого раннего утра до самой поздней ночи, иногда и больше».
    Пояснение
    Эти слова говорят о том, что автор уверен, что Дюма внёс огромный вклад в создание своих романов, его работа над ними – это главное, что позволило им стать столь популярными.
  • Переход
    Дополняя эту мысль,
  • 2 пример
    Куприн обращает наше внимание на то, что по бесчисленным сочинениям Дюма «можно судить, какое огромное количество требовалось ему сведений об именах, характерах, родстве, костюмах, привычках действующих персонажей». Риторический вопрос («Разве хватало у него времени просиживать часами в библиотеке, бегать по музеям, рыться в пыли архивов, разыскивать старые хроники и мемуары и делать выписки из редких исторических книг?») передаёт мысль автора о том, что в одиночку с таким объёмом работы справиться невозможно.
    Пояснение
    Из этих рассуждений мы понимаем, что романы Дюма требовали огромной работы по сбору материала, поэтому помощники были очень нужны писателю.
  • Анализ логической связи
    Напишите анализ логической связи.
    1) Какая связь?
    2) 2 примера в одном предложении (не только - но и).
    3) Зачем использована эта связь?
  • Собственная позиция
    Я полностью согласен с позицией автора. Участие в творческом процессе писателя людей, которые помогают, не умалает заслуг автора, поскольку бывают ситуации, не позволяющие работать в одиночку. Например, Лев Толстой прибегал к помощи своей жены Софьи Андреевны, поскольку только она могла разобрать его непонятный почерк. Она переписывала «Войну и мир» множество раз. Без её помощи, вероятно, издательство даже не увидело бы это величайшее произведение, которое читают и по сей день. А Достоевский, чтобы успеть сдать рукопись в редакцию, прибегал к услугам стенографистки. Благодаря этому роман получал новое звучание. Ведь писатель наговаривал текст, а не записывал. К тому же живая реакция стенографистки на звучащий текст помогала писателю лучше понять, как читатели будут воспринимать его произведение. Всё это, бесспорно, способствовало достижению лучшего результата.
  • Вывод
    Думаю, нам не стоит давать оценку таким великим личностям, как Дюма, и осуждать за то, в чём мы, по большому счёту, вообще не разбираемся.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.