10 текст
Сочинение 2025

"Была ясная летняя ночь..."/По Н. Д. Телешову
Художественный текст. Дополнение

Текст

(1)Была ясная летняя ночь. (2)Луна заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала лучами леса, золотила реки… (3)В эту ночь из дверей переселенческого барака крадучись вышел Сёмка, вихрастый бледнолицый мальчик лет одиннадцати. (4)Родители его умерли в пути от тифа, и Сёмка остался одиноким среди чужих людей, вдалеке от родины. (5)Помнил Сёмка, как он плакал и просился домой, но его заставили жить здесь и говорили: «Теперь не до тебя». (6)Проходили недели, а Сёмка всё жил в ненавистном бараке. (7)Наконец ему надоело. (8)Он выбрал удобное время и, отказавшись навек от даровых щей, выбежал на дорогу…

(9)Сёмка шёл без устали, без боязни; его радовала свобода. (10)Сердобольные сибирские бабы кормили его хлебом и молоком, а попутные мужики иногда подвозили в телегах.

(11)Проходя по тракту, Сёмка почувствовал голод, он с утра ещё ничего не ел. (12)Завидев в кустах человека, который что-то жевал, Сёмка остановился. (13)Человек этот был не молод, с загорелым и обветрившимся лицом, с узкими впалыми глазами.

- (14)Тебе чего? - спросил он, вглядываясь в Сёмку.

- (15)Дедушка… - несмело ответил Сёмка, - дай, Христа хлебца кусочек…люсь.

- (16)Самому, приятель, люди добрые дали. (17)Ну, да на... поделюсь.

(18)Он протянул ему корку и опять спросил: «Ты чей такой?»

- (19)Домой иду… в Расею.

(20)Сёмка начал подробно рассказывать о своей жизни.

- (21)Молодец, брат! - проговорил старик. - (22)Только, гляжуя, плохая твоя жизнь. (23)Прямо собачья!

- (24)А ты, дедушка, кто такой? - Сёмка сел напротив старика.

- (25)Кто я-то? (26)Да никто. (27)Одно слово - неизвестный…

(28)Да, брат… (29)Ты человек малый, а и то вон родина-то назад тебя потянула. (30)Всегда она так, точно мать родная… (31)Тянет. (32)Места нигде без неё не найдёшь.

(33)Оба они молча вышли на дорогу и побрели вперёд.

(34)Ливший с полудня дождь пронизал до костей. (35)Над головой Сёмки светились звёзды. (36)Ноги его ныли от усталости. (37)Потом поплыли перед глазами красные круги и всё перемешалось…

(38)Было раннее утро, когда он открыл глаза. (39)Ветер свистел, и всё поле, казалось, стонет. (40)Глаза Сёмки против воли закрывались, голова отяжелела и сама падала на плечи…

- (41)Дедушка… - еле пробормотал Сёмка.

(42)Старик поднял его и дал привалиться к своей груди головой.

- (43)В больницу бы тебя положить. (44)Ты ведь не то, что я. (45)Тебе можно. (46)А мне вот и глаз нельзя туда показать… в город-то. (47)Эх, житьё, житьё!…

- (48)Дедушка, - взмолился Сёмка, - не бросай меня! - (49)Опять ему стало казаться, что вокруг всё гудит и свистит, и всё перед ним кружится и горит…

(50)В больничном халате, всё ещё слабый после болезни, Сёмка стоял у окна и глядел на пустынную улицу. (51)Демидыч, больничный солдат, уже рассказывал Сёмке, как его, больного, без памяти, принёс сюда старик. (52)А тут случился исправник. (53)Глянул он на старика да и говорит: «Здравствуй, красавец! (54)Опять гуляешь?» (55)Ну, сейчас его и взяли… (56)Третий раз старик-то с каторги бегает. (57)Третий раз его ловят. (58)Нынче их отсылают, гляди, сейчас поведут…

(59)Вскоре до слуха Сёмки донеслись странные звуки. (60)Потом показались солдаты с ружьями на плечах, а за ними шла толпа в серых халатах, громыхая цепями, которые болтались у рук и у ног. (61)С замирающим сердцем Сёмка прильнул к стеклу и во все глаза глядел на эту серую толпу. (62)Вдруг он отчаянно закричал и начал бить по стеклу кулаками: «Дедушка, дедушка!» (63)Среди арестантов он увидел Неизвестного, который, путаясь в цепях, проходил почти возле окна. (64)Сёмка видел, как Неизвестный взглянул на него своими впалыми глазами, вздохнул и печально покивал ему головою. (65)Слёзы градом брызнули у Сёмки, сердце бешено колотилось в груди. (66)Сёмка бился и кричал: «Дедушка!» (67)А сторож равнодушно говорил: «Чего ревёшь? (68)Тебя вернут скоро на родину, потому ты дитё и тут тебе вовсе не место». (69)Но Сёмка рыдал и всё старался заглянуть за угол, куда унёс свои цепи его случайный верный друг
Неизвестный.

(По Н. Д. Телешову*)


* Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957) - русский советский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда», заслуженный
деятель искусств РСФСР. Особое место в творчестве писателя занимают книги «Всё проходит» и «Записки писателя», представляющие собой воспоминания об ушедших эпохе и людях.
Фрагмент взят из рассказа «Домой».

Тест

Задание 23 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сёмка покинул переселенческий барак и отправился на родину в надежде на то, что отыщет своих родителей.
2) Неизвестный не мог появиться в городе, так как был беглым каторжником и его разыскивали.
3) Сёмку спас от смерти Демидыч, больничный солдат.
4) Когда Неизвестного вновь отправляли на каторгу, Сёмка рыдал, потому что понимал, что уже никогда не увидит свою родину.
5) Сёмка, мальчик одиннадцати лет, отправился в путь в ясную летнюю ночь.

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как нужно относиться к людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
  • Проблема
    «Как нужно относиться к людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию? Над этой проблемой размышляет Николай Дмитриевич Телешов .
    Авторская позиция
    Автор убеждает нас в том, что нужно помогать тем, кто попал в беду.
  • Переход
    Н.Д.Телешов рассказывает об одиннадцатилетнем мальчике-сироте, который, сбежав из барака для переселенцев, идёт на родину.
  • 1 пример
    Проходя по тракту, он сильно проголодался. Увидев человека в кустах, он остановился. Несмотря на то, что дедушка сам был очень голоден, он не отказал мальчику и дал ему "хлебца кусочек". Он выслушал историю мальчика и поддержал его в решении вернуться на родину
    Пояснение
    Такое отношение говорит о том, что старик неравнодушен к судьбе встречного.
  • Переход
    Следующий эпизод помогает нам лучше понять образ этого героя.
  • 2 пример
    Несмотря на то, что у дедушки есть свои проблемы и что ему нельзя приходить в больницу, так как он сбежавший каторжник, он всё же понес мальчика туда, когда тот заболел.
    Пояснение
    На такой поступок ради незнакомого человека не каждый способен пойти. Мы понимаем, что здоровье ребёнка для дедушки важнее собственного благополучия.
  • Анализ логической связи
    Второй пример дополняет первый. Соедините пояснения двух примеров в одно предложение. Дополнение помогать создать более полное представление о том, на что готов герой ради других.
  • Собственная позиция
    Я согласен с позицией автора. Нельзя быть равнодушными к проблемам людей, ради других иногда нужно жертвовать своими интересами, потому что бывают ситуации, когда человек не может справиться с проблемами самостоятельно. Так, в произведении Куприна «Чудесный доктор», если бы Пирогов проявил равнодушие и прошёл мимо человека, нуждающегося в помощи, то семья бедняков могла бы потерять и отца-кормильца, и ребёнка.
  • Вывод
    Как хотелось бы, чтобы в мире было больше добрых и отзывчивых людей!
  • Проблема
    «Как нужно относиться к людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию? Над этой проблемой размышляет Николай Дмитриевич Телешов .
    Авторская позиция
    Автор убеждает нас в том, что нужно помогать тем, кто попал в беду.
  • Переход
    Автор пишет о Семке, который решил дойти до «Расеи» без еды, воды и взрослых.
  • 1 пример
    По пути «сердобольные сибирские бабы кормили» мальчика «хлебом и молоком, а попутные мужики иногда подвозили в телегах».
    Пояснение
    Чужие люди были готовы помочь неизвестному ребёнку, лишь бы тот не умер с голоду.
  • Переход
    Из дальнейшего повествования мы узнаём ещё об одном герое, который тоже не остался равнодушным к бедам мальчика.
  • 2 пример
    Беглый каторжанин, которого Сёмка называет «неизвестный», поделился с ним едой, а когда мальчик заболел, отнёс его в больницу, хотя ему «нельзя туда... в город-то». Рискуя своей жизнью (дедушку могли поймать и отправить на каторгу), он все-таки отвёз ребёнка больницу.
    Пояснение
    Читатель понимает, что дедушка поставил спасение жизни Семки выше своей свободы.
  • Анализ логической связи
    Второй пример дополняет первый. Соедините пояснения двух примеров в одно предложение. Дополнение помогать создать более полное представление о том, на что готовы милосердные люди ради других.
  • Собственная позиция
    Я согласен с позицией автора. Нельзя быть равнодушными к проблемам людей, ради других иногда нужно жертвовать своими интересами, потому что бывают ситуации, когда человек не может справиться с проблемами самостоятельно. Так, в произведении Куприна «Чудесный доктор», если бы Пирогов проявил равнодушие и прошёл мимо человека, нуждающегося в помощи, то семья бедняков могла бы потерять и отца-кормильца, и ребёнка.
  • Вывод
    Как хотелось бы, чтобы в мире было больше добрых и отзывчивых людей!
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.