Сочинение 2025
Текст 1

Сегодня я увидела ребёнка...

Текст


(1)Сегодня я увидела ребёнка… (2)Многие говорят, что дети сегодня стали другие, и с большой радостью объясняют: они ведут себя совсем как взрослые. (3)И ещё говорят, что теперь дети более «смышлёные» и усваивают всё гораздо быстрее. (4)Взрослые радуются их вопросам не к месту, а потерю — если не сказать отсутствие — наивности расценивают как шаг вперёд в развитии юного поколения. (5)Именно поэтому ребёнок, которого я сегодня увидела, привлёк моё внимание. (6)Он на самом деле был ребёнком — доверчивым и бесхитростным, как и должно быть в его возрасте, с сияющими, любопытными глазами, с живыми и лёгкими движениями, естественными для человечка, не так давно появившегося на свет. (7)Я видела, как он идёт, пытливо глядя на всё вокруг и стараясь раскрыть тайну, спящую за внешней стороной предметов и событий. (8)С его губ беспрестанно слетали вопросы — так велика была в нём жажда познания.

(9)Вопросы, которые он задавал, были простыми и одновременно глубокими именно благодаря своей простоте. (10)Он хотел знать всё о небе, о звёздах, о границах Вселенной. (11)Он хотел знать, почему насекомые летают и почему у человека нет крыльев. (12)Он хотел знать, отчего люди плачут и почему ему иногда хочется смеяться и кричать… (13)Но родители ответили ему лишь улыбкой и шутками. «(14)И в кого только пошёл этот малыш? (15)Он ни в чём не похож на нас… (16)И мне даже стыдно за его вопросы, такое впечатление, что он совсем ничего не понимает… (17)Почему ты не такой, как остальные твои товарищи? (18)Почему ты не играешь с друзьями? (19)Сынок, что ещё я могу рассказать тебе про луну, если не знаю больше того, что уже рассказал?»

(20)Прежде сияющий и счастливый взгляд ребёнка сделался хмурым, как осенние небеса, на него легла тень, которая лучше тысячи словарей могла бы рассказать, что такое грусть. (21)И мне кажется, что именно в этот миг он утратил свою доверчивость и непосредственность и, сам того не желая и не понимая, раньше времени повзрослел. (22)Он усвоил жестокий жизненный урок: надо молчать, сталкиваясь с непониманием, прятать в глубине души свои сокровенные мечты, не говорить о прекрасном, а высказывать лишь то, что другие хотят услышать.

(23)И если сначала я увидела ребёнка, то теперь передо мной был взрослый человек, на чьих плечах лежал груз пережитого, груз боли и грусти. (24)Почему мы обрекаем на гибель красоту и невинность? (25)Где тот ребёнок, который когда-то жил в нас и чей голос до сих пор должен был бы звучать в нашем сердце, пробуждая неисчерпаемое любопытство и потребность в любви? (26)Неужели мы больше не способны воспринимать доброе и чистое? (27)Неужели наше взросление обязательно связано с потерей детского умения удивляться?

(28)Печальным оказался тот день, когда я увидела этого ребёнка.

(29) Теперь я неустанно буду всматриваться в лица окружающих в поисках другого такого же взгляда, который поведает мне о бесхитростности первых идеалов, ещё не загрязнённых разгулом современного ритма жизни.

(30) Я буду искать юные, пытливые и нежные глаза; глаза, в которых отражается тоска по небу и вечным вопросам, что находят ответ лишь в глубине человеческой души, спящей сегодня в ожидании лучших времён.

(По Д. С. Гусман) *

* Делия Стейнберг Гусман (род. в 1943 году) — аргентинский и испанский музыкант, философ, культуролог, писатель, автор множества работ, книги «Сегодня я увидела…».

Тест

Задание 23 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)С мальчиком, которого встретила рассказчица, никто из сверстников не хотел дружить.
2)По мнению рассказчицы, многие взрослые расценивают отсутствие наивности у ребёнка как шаг вперёд в развитии юного поколения.
3)Родители ребёнка, о котором идёт речь, испытывали чувство недоумения от вопросов своего сына.
4)Рассказчицу радует тот факт, что дети сегодня другие, не такие, как раньше, а более смышлёные и развитые.
5)Мальчика интересовало всё вокруг, он беспрестанно задавал вопросы, которые были гораздо глубже, чем могли показаться на первый взгляд.

Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какова роль родителей в формировании личности детей?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
  • Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Проблема
Какова роль родителей в формировании личности детей? Над этой проблемой размышляет Делия Стейнберг Гусман.
Авторская позиция
Автор считает, что от чуткости и внимательности родителей во многом зависит, сохранит ли ребёнок свойственную детям любознательность, тягу к познанию мира.
Первый пример и пояснение
Д.С.Гусман рассказывает нам о встрече с ребёнком, который привлёк её своей доверчивостью и бесхитростностью (пр.6). Это был мальчик «с живыми и лёгкими движениями, естественными для человечка, не так давно появившегося на свет». Однако вскоре «прежде сияющий и счастливый взгляд ребёнка сделался хмурым, как осенние небеса». Д. С. Гусман пишет: «И если сначала я увидела ребёнка, то теперь передо мной был взрослый человек, на чьих плечах лежал груз пережитого, груз боли и грусти». Мы видим, что мальчик изменился, утратил своё любопытство и наивность.
Второй пример и пояснение
Объясняя, почему это произошло, автор описывает нам диалог ребёнка с его родителями. На вопросы мальчика они «отвечали лишь улыбкой и шутками». Те реплики, которыми родители обмениваются между собой (14−16), говорят о том, что они совсем не понимают своего сына, сопоставляют его поведение со своим представлением о том, каким должен быть ребёнок, даже не стараясь увидеть в нём индивидульность. Такое отношение к сыну Гусман называет «жестоким уроком». Родители проявили невнимательность к потребностям ребёнка, были нечуткими, ждали от сына стереотипного поведения.
Анализ логической связи
Второй пример объясняет причину того, о чём говорилось в первом. Мальчик изменился из-за непонимания своих родителей. Автору было важно показать, что негативные перемены в состоянии ребёнка вызваны именно нечуткостью близких людей.
Собственная позиция
Я согласен с позицией автора. Действительно, если родители не поддерживают своих детей, не понимая, что для них действительно важно, то зарождающийся в душе ребёнка интерес может потухнуть, какие-то способности не раскроются. Отношение родителей так сильно влияет на детей, потому что мама и папа — это самые близкие для ребёнка люди, которым он доверяет, которые являются для него авторитетом и жизненной опорой. В фильме «Общество мёртвых поэтов» родители Нила не слышали своего сына, не понимали, как сильно он любит театр. Отсутствие поддержки заставило юношу идти на обман, чего бы не случилось, если бы мама и папа не заставляли его отказаться от любимого дела. И первое прекрасное выступление стало для Нила не вдохновляющей победой, а кульминацией жуткого конфликта, закончившегося смертью ребёнка. Этот пример показывает, насколько ужасными могут быть последствия нечуткости родителей.
Вывод
Так хотелось бы видеть счастливых детей, идущих вперёд с уверенностью, что у них всё будет именно так, как они мечтают.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.