Занятие 2

1.Изложение 32
Какие предложения являются САМЫМИ важными?
1) Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. 2) Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. 3) Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.


4) Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. 5)  Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. 6) Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. 7) Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

8) Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. 9) Ты обнаружишь свои особенности и таланты. 10) Надо только изучать. 11) И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. 12) Ты найдёшь свой жизненный путь. 13) Единственный способ стать искренним - это познавать себя.
2.Правописание приставок
3.Типы сложных предложений
Сложные предложения
Союзные
[гр.основа], союз [гр.основа].
(союз гр.основа), [гр.основа].
(союзное слово гр.основа), [гр.основа].
Бессоюзные
[гр.основа], [гр.основа].
[гр.основа]: [гр.основа].
[гр.основа]- [гр.основа].
Союзные предложения
Сложносочинённые
[гр.основа], союз [гр.основа].

Сложноподчинённые
(союз гр.основа), [гр.основа].
(союзное слово гр.основа), [гр.основа].
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
соединительные: и; да (в значении и); ни... ни; и... и; не только.... но и; как..., так и
временные: когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.
противительные: а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но), же и др.
причинные: потому что, оттого что, из-за того что, в силу того что, вследствие того что, так как, поскольку, ибо и др.
разделительные: или; либо; то..., то; не то..., не то; или... или и др.
целевые: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др.
присоединительные: да, да и, тоже, также
условные: если, раз, ежели, коли и др.
пояснительные: то есть, а именно
уступительные: хотя; несмотря на то, что; пускай и др.
сравнительные: как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.
следственные: так что; ПОЭТОМУ - наречие!! не союз
изъяснительные: что, чтобы, будто и др.
Сложные предложения с разными видами связи
4.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1) План
Вступление
  1. Ввести цитату.
  2. Объяснить цитату.
Основная часть
  1. Пример 1.
  2. Роль примера в тексте.
  3. Пример 2.
  4. Роль примера в тексте.
Вывод

Что мы поняли в результате рассуждения?

2) Шаблон
Вступление

Известный лингвист И.О.Фамилия утверждал: «Цитата». Действительно, понятие играет важную роль в речи, помогая автору лучше выразить свою мысль/ делая текст более выразительным и т. д. Докажем это утверждение на примерах из текста И.О.Фамилия.

Основная часть

Так, в предложении номер используется понятие „пример”, чтобы передать _____________. А понятие „пример” из предложения номер помогает читателю лучше почувствовать ________________.

Вывод

Таким образом, понятие имеет большое значение в речи, поэтому важно научиться правильно его использовать.

3)Образец (текст 80)
(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Мальчику хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело. (8)Он привычно спросил:
 — Нравится?
— (9)Очень, — ответил мальчик.
— (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
 — (11)Я люблю рисовать, — ответил мальчик. — (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако словно кит. (16)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

(19)Мальчик уткнулся в окно.
(20)Лётчик тронул его за плечо:
 — Молодец! (21)Здо́рово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.
 — (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, — сказал мальчик. — (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику — есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность — плохо для посадки, высокая облачность — отлично для полёта, грозовая — опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
 — (40)Вы сейчас куда? — спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.
— (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.
— (42)Два часа? — переспросил мальчик. — (43)Может быть, мы успеем купить краски.
 — (44)Ты же видишь, какая погода, — сказала мать. — (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.
— (48)Ну, будь здоров! — сказал лётчик мальчику. — (49)Рад был познакомиться.

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
 — (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. — (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. — (56)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.

(По В.К. Железникову*)


* Владимир Карпович Железников (1925-2015) — детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий
.
13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».
Вступление

Известный лингвист Виктор Владимирович Виноградов утверждал: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении». Действительно, прилагательное играет важную роль в речи, помогая нам не только лучше представить то, о чём нам рассказывают, но и понять внутренний мир героя или автора. Докажем эту мысль на примерах из текста В.К.Железникова.

Основная часть

Так, в предложении 57 используются прилагательные „сутулый, большой”, благодаря которым мы можем лучше представить внешность лётчика. А прилагательное „интересный” из предложения 4 помогает читателю лучше почувствовать отношение мальчика к этому герою: он сразу понял, что это не обычный человек и беседа с ним будет увлекательной.

Вывод

Таким образом, прилагательные имеют большое значение в речи, поэтому важно научиться правильно их использовать.

4)Самостоятельная работа (текст 87)
(1)Дедушка спал. (2)Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.
— (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?
— (4)Всё, Афоня, я всё знаю.
— (5)Проснись, дедушка, скажи мне про всё!
— (6)Да уж проснулся уже, пойдём сейчас белый свет пытать, — ответил дед.
(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
— (11)Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — (12)А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! (13)А этот цвет растёт, он не всё!
(14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.
— (15)Тут самое главное тебе и есть!.. (16)Ты видишь: песок мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего. (17)Камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. (18)Понял теперь?
— (19)Нет, дедушка Тит, — уверенно сказал Афоня, — тут понятного нету.
— (20)Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый?.. (21)А цветок жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. (22)Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…
— (25)А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня.
— (26)Одинаково, — сказал дедушка Тит.
— (27)А мы с тобой?
— (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. (29)А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. (30)Ты бы нарвал их да снёс. (31)Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.
(32)Афоня задумался среди трав и цветов. (33)Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.
— (34)Теперь я сам знаю про всё! — сказал Афоня.
(35)Дед Тит ничего не сказал. (36)Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку. (37)А маленький Афоня остался один в поле. (38)Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке,
и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. (39)В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. (40)Он принёс его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.
— (41)Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед.
(42)Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

(По А.П. Платонову*)


* Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия — Климентов, 18991951) — известный русский советский писатель, драматург, поэт, публицист и сценарист.

.
13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».
5.Тест
Если у Вас приняли сочинение, переходите к выполнению теста
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.