Занятие 3

1.Изложение 5

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.


Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника - человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не оскорбляя его самолюбие.


Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий - следить за спором, который ведётся умелыми и умными противниками. (185 слов)

2.Правописание гласных в корне

3.Синтаксис. Сложное предложение

Сложные предложения с разными видами связи

4.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Грамматика

Темы:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания...
  1. .... современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».
  2. ... русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
  3. .... известного филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
  4. .... известного филолога Николая Максимовича Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».
  5. .... известного лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Объяснение
Действительно, средства грамматики делают нашу речь более ясной и  точной и помогают нам создавать такие высказывания, благодаря которым окружающим становятся понятны наши чувства, взгляды, желания.

Шаблон

Вступление

(Кто?) утверждал: «Цитата». Действительно, средства грамматики делают нашу речь более ясной и точной и помогают нам создавать такие высказывания, благодаря которым окружающим становятся понятны наши чувства, взгляды, желания. Докажем это утверждение на примерах из текста И.О.Фамилия.

Основная часть

Так, в предложении номер используется понятие „пример”, чтобы передать _____________. А понятие „пример” из предложения номер помогает читателю лучше почувствовать ________________.

Вывод

Таким образом, средства грамматики имеют большое значение в речи, поэтому важно научиться правильно их использовать.

Образец (текст 54)

Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Предыстория
Одноклассник подарил Лене Поповой на 8 марта мимозу.

Фрагмент для анализа
(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

Сочинение
Вступление

Известный филолог Лев Васильевич Успенский утверждал: „Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете”. Действительно, средства грамматики делают нашу речь более ясной и точной и помогают нам создавать такие высказывания, благодаря которым окружающим становятся понятны наши чувства, взгляды, желания. Докажем эту мысль на примерах из текста В.К.Железникова.

Основная часть

Так, в предложении 38 придаточная часть („чтобы они не завяли”) помогает нам понять, с какой целью Лена Попова завернула цветы в мокрую тряпочку. Нам становится ясно, что они ей очень дороги. А местоимение „такие” из предложения 39, которое связано с прилагательными „особенные”, „красивые”, передают, насколько сильно девочке понравился букет.

Вывод

Таким образом, важно научиться использовать средства грамматики в своей речи.

Самостоятельная работа (текст 57)

(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга  — просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
(8)Я сказал папе:
 — Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.
— (10)Нечего тратить на ерунду деньги, — ответил папа. — (11)Тренируйся уж как-нибудь без груши.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь. (14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из
неё здоровущего плюшевого мишку.
 — (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тренируйся сколько душе угодно!
(20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный — жёлтый стеклянный, а другой большой белый — из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся…
(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…
(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара…
— (26)Что с тобой? — спросила мама, приоткрыв дверь.
(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
— Я раздумал быть боксёром.

(По В.Ю. Драгунскому*)


* Виктор Юзефович Драгунский (1913−1972) — русский советский писатель, автор рассказов для детей.


13.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

5.Тест

Если у Вас приняли сочинение, переходите к выполнению теста
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.