Занятие 5
Сочинение-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2)

Варианты задания

1

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
2


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: «— Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя».
3


Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Но сейчас не было времени для объяснений: человек мог погибнуть».

Критерии оценивания сочинения

Внимание!
Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
  • если   сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
  • если  сочинение  написано  на  основе  фрагмента  текста,  отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;
  • если в сочинении менее 70 слов.
С2К1
С2К2
С2К3
С2К4

План

Вступление
  1. Ввести цитату.
  2. Объяснить цитату.
Основная часть
  1. Пример 1.
  2. Роль примера в тексте.
  3. Пример 2.
  4. Роль примера в тексте.
Вывод

Что мы поняли в результате рассуждения?

Введение цитаты

Основные правила

  • 1 Основной способ введения

    • Вводим цитату, используя прямую речь: А: „П”.
    • В словах автора обязательно указываем:
    1. КТО говорит/рассуждает (автор, герой-рассказчик, просто герой). Если знаем имя, пишем имя.
    2. При каких обстоятельствах (нам нужно КРАТКО ввести в текст, чтобы понятна была ситуация, в которой звучат эти слова).
    3. Говорит/рассуждает/размышляет/спрашивает.
    • В прямой речи записываем цитату без изменений.
  • Пример

    Задание
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: „Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?

    Вариант введения цитаты
    Героиня-рассказчица, вспоминая детство, размышляет: „Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?
  • 2 Что делать, если цитата - прямая речь

    Если сама цитата представляет собой диалог или прямую речь, то используем прямую речь из цитаты, а слова автора изменяем.
  • Пример

    Задание

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: «— Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя».

    Вариант введения цитаты
    Трифон Петрович, обращаясь к Поликарповне, говорит: "Вера в человека — это самая большая вещь.Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя".
  • 3 Местоимения в цитате

    Если в цитате есть местоимения, то обязательно, вводя её, надо упомянуть того, о ком идёт речь.
  • Пример

    Задание
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».

    Вариант введения цитаты
    Автор, описывая, как случившееся повлияло на Сеню, говорит: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».

Объяснение цитаты

Основные правила

  • 1 Что мы понимаем из цитаты

    Автор
    1.1.Если слова принадлежат автору, то мы скорее всего узнаём что-то новое о герое, о котором писатель рассказывает.
    НО
    1.2.Есть цитаты, из которых мы понимаем, как автор относится к герою, как он оценивает какие-то его поступки. В этом случае мы узнаём о взглядах автора.

    Герой
    Если слова принадлежат герою, то что-то новое мы узнаём именно о нём (о его взглядах, настроении, отношении к другим).
  • Примеры

    1.1.Л.Ф. Воронкова, описывая состояние девочки после разговора с ребятами, говорит: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое». Девочка испытывает приятные эмоции.
    1.2.Ю.Я. Яковлев, анализируя поступок Алисы, которая позвала шофёра к себе домой, говорит: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности». Автор считает, что девочка поступила правильно, потому что помогла шофёру в сложной ситуации.

    2.Герой-рассказчик, вспоминая, о чём он мечтал перед поступлением в институт, говорит: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни». Для него было важно выбрать такую профессию, которая бы наполнила его мир радостью, желанием заниматься любимым делом, которая бы позволила ему учиться тому, что ему нравится.
  • 2 Объём информации

    Очень важно не выходить за рамки цитаты. Нужно использовать только ту информацию, которую мы узнали из фрагмента, использованного в задании.
  • Пример

    Герой-рассказчик, описывая, как на него повлияла история, произошедшая в детстве, говорит: «Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего».

    Объяснение:
    ✖ Пассажиры прислали ему новые книги, поэтому он поверил в доброту людей.
    ✔Благодаря случившемуся он тогда понял, что в мире много доброты, отзывчивости, понимания.
  • 3 Нужны ли шаблоны для связи

    Объяснение цитаты может начинаться со слов:
    • Из этих слов мы понимаем
    • Эти слова говорят о том, что
    • Нам становится понятно
    • Мы видим
    • Мы понимаем и др.

    Но лучше их НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
  • Пример

    Ю.М.Нагибин, объясняя, почему «мать не окликнула Васю», который отправился к человеку, купившему у него его старую черепаху Машку, говорит: «… она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому подвигу своего сына». Из этих слов мы понимаем, что мама считает важным, чтобы сын исправил свою ошибку самостоятельно.

Введение примеров

Основные правила

  • 1 Переход

    Важно продумать переход от вступления к основной части.

    Основные средства связи:
    1. Риторический вопрос
    2. Указательное местоимение + существительное
    3. Вводное слово
    4. Союзы (нельзя ТАКЖЕ) и др.
  • Примеры

    1.Л.Ф. Воронкова, описывая состояние девочки после разговора с ребятами, говорит: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое». Девочка испытывает приятные эмоции.
    Чем вызвано такое состояние девочки?

    2.Герой-рассказчик, объясняя синичке, что значит “работать”, говорит: «Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу». Он считает, что у каждого должно быть какое-то занятие, приносящее пользу окружающим.
    Чтобы синичка лучше поняла эту мысль, герой рассказывает о своей работе.

    3.Ю.Я. Яковлев, анализируя поступок Алисы, которая позвала шофёра к себе домой, говорит: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности». Автор считает, что девочка поступила правильно, потому что помогла юноше в сложной ситуации.
    Действительно, Алиса - очень добрая и неравнодушная девочка.

    4.Герой-рассказчик, вспоминая, о чём он мечтал перед поступлением в институт, говорит: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни». Для него было важно выбрать такую профессию, которая бы наполнила его мир радостью, желанием заниматься любимым делом, которая бы позволила ему учиться тому, что ему нравится.
    Однако найти такую профессию оказалось очень сложно.
  • 2 Связь между примерами

    Важно продумать логическую связь между примерами.

    Основные средства логической связи:
    1. Противопоставление
    2. Дополнение
    3. Причина и др.
  • Примеры

    1. Именно такое ощущение у него появилось, потому что его рисунки в детстве были совсем другими. В них «оживал мёртвый богатырь из сказки, как бы спрыснутый живой водой», «Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу», который «был меньше Серого Волка», «птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе». Это добрые рисунки, в основе которых – светлые сюжеты из русских сказок.
    А тетрадь, найденная рассказчиком в мусоре, была наполнена чем-то ужасающим, жестоким, взятым юным художником из реальной жизни. В ней «было много, очень много» «обвитых чёрными линиями колючей проволоки» заборов, около которых стояли «конвойные и часовые с винтовками». На страницах тетради тоже появляется Иван Царевич, но он сидит на «зубастой немецкой овчарке», а одет в «шапку-ушанку военного образца», за плечами «висел автомат». Из этих рисунков мы понимаем, что ребёнок рос в очень тяжёлых условиях, в которых мало радости, света, доброты.

    2.Молчанов очень удивился тому, как его собака отреагировала на незнакомого мальчика, неожиданно пришедшего к ним домой. Она, радостно визжа, бросилась к Валерке и начала его облизывать, хотя «с чужими не особенно любезна». Янка по-доброму отнеслась к неизвестному человеку.
    Поговорив с мальчиком, Молчанов понял, что его собака правильно почувствовала, какой мальчик на самом деле. Узнав о проблеме хозяина, который не мог гулять с собакой днём, ведь его жена уехала, Валерка говорит: “ Я прихожу из школы в два часа... Я бы мог гулять с ней после школы!” Мальчик готов помогать незнакомому человеку. Это говорит о том, что он очень добрый и отзывчивый.

    3.Чтобы синичка лучше поняла эту мысль, герой рассказывает о своей работе. «Я хочу написать книгу», - говорит он ей.
    Для него литературное творчество не развлечение, а очень важное занятие.
    Объясняя, почему это значимая работа, герой говорит, что
    хочет, чтобы это была такая книга, прочитав которую каждый «положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен».
    Он видит пользу своей работы в том, что его произведение поможет людям стать добрее, отзывчивее.

Вывод

  • Содержание заключительной части

    В каждом высказывании, которое мы объясняем, заложена какая-то проблема (Как нужно относиться к людям, попавшим в сложную ситуацию? Как нужно относиться к родителям? и др.).
    Важно её понять и, отвечая на этот вопрос, в выводе сформулировать, чему нас научил этот текст.

    Используем слова:
    • Важно
    • Нужно
    • Должен и др.
  • Пример

    В.К. Железников, описывая состояние Серёжи, говорит: «Он крепко спал. И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете». Мальчик успокоился.

    После ссоры с папой, который запретил из-за испорченных на футболе ботинок идти сыну на столь ожидаемый им фильм, Серёжа был очень встревожен, расстроен. Он проснулся из-за «нестерпимой, несправедливой обиды», «ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете». Он не может забыть ссору, он считает, что его зря наказали, чувствует себя покинутым.

    Справиться с этим состоянием ему помогло понимание того, что родители не исчезли, как это произошло в его сне. «К своей великой радости», он услышал, как ворочается мама, а от её разговора с папой «у мальчика по всему телу разлилась приятная теплота». В такой сложный для него момент именно родители были так необходимы Серёже.

    Для детей в минуты волнения и тревоги очень важно, чтобы мама с папой были рядом.

Образец

Самостоятельная работа (текст 44)

(1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки зимой наши степные метели, какие беды они могут принести.

(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпа́ло снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый. (8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки. (10)И вдруг в вое

ветра я услышал спокойный голос матери: «Не бойся, тебе надо зарыться в снег». (11)Я так отчётливо слышал голос моей матери, отлично зная, что маминым голосом я разговариваю сам с собой в моём воображении…
(12)Мы вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории. (13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
(14)Открыв дверь, я бросился к маме. (15)Бросился и — что было, то было — заплакал.
— (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за стол, — сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи. (18)Приехал отец. (19)Он хвалил меня, обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё. (20)Он удивлялся моей находчивости. (21)А мать?.. (22)Мать сказала: «Парню тринадцатый год, и странно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с товарищами не спас».
(23)Вечером мы остались с бабушкой вдвоём. (24)Мать ушла на станцию, к фельдшеру. (25)Сказала, что угорела, — болит голова. (26)С бабушкой мне всегда было легко и просто. (27)Я спросил её: «Бабушка, хоть ты скажи мне правду: почему мать не пожалела меня? (28)Неужели я в самом деле такой нестoящий?»
— (29)Дурень ты, больше никто! — ответила бабушка. — (30)Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила... (31)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!
(32)Вскоре вернулась мать. (33)Она сказала бабушке: «Фельдшер дал порошки от головы. (34)Говорит, чепуха, скоро пройдёт».
(35)Я бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38)Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40)Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.
(43)Так растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. (44)Далеко смотрела она. (45)И худого из этого не получилось. (46)Мой брат теперь дважды Герой. (47)И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго- настрого наказано как можно меньше говорить о себе.

(По Е.А. Пермяку*)


*Евгений Андреевич Пермя́к (настоящая фамилия — Виссов, 19021982) — русский советский писатель.


13.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений фрагмента текста:«Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.