Занятие 20

Изложение 30

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные, каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих, а главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.(161 слово)

Орфография. Правописание частицы НЕ

Верно или нет?
1)НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
2)НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
3)НЕ С КЕМ – НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.
4)НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
5)НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
6)НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
7)НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с раздельно.
8)НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.
9)НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.
10) (дверь) НЕ ЗАКРЫТА - частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
11) НЕСМЫШЛЁНЫШ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
12) НЕ БОЯСЬ – частица НЕ с наречием пишется раздельно.
13) (далеко) НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ – раздельное написание частицы НЕ с именем прилагательным определяется словом, усиливающим отрицание.
14) (ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
15) НИ ЗА ЧТО – в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НИ пишется раздельно.

Пунктуация

Знаки препинания в СПП
Однородные придаточные
Между однородными придаточными знаки препинания ставим так же, как и при однородных членах.



Союзы ли… или, как и в случае с сложносочинённым предложением, в сложноподчинённом рассматриваются как повторяющиеся.
Примеры
Я всё время вспоминаю, как мы играли по полдня на улице, как жарили хлеб на костре, как ходили с самого утра за грибами.

Расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.
НО: Маленькая девочка громко смеётся, потому что ей весело, и шумит на дворе.

Ветеринар объяснил, как нам теперь кормить нашу собаку, и как её мыть, и как за ней ухаживать.

Иногда сложно понять, действительно ли мне идут все эти мешковатые вещи, или я просто слепо следую моде.
Стык союзов
На стыке двух союзов запятая не ставится, если после придаточной части идут слова: ТО, ТАК, НО,
Примеры
А) Мы понимаем, что, если погода не изменится, поездку придется отложить.
Б) Мы понимаем, что если погода не изменится, то поездку придется отложить.

А) Налетели тучи, и, когда мы вбежали в дом, начался дождь.
Б) Налетели тучи, и когда мы вбежали в дом, то начался дождь.

Сочинение 13.1
Самостоятельная работа

План
Вступление
  1. Ввести цитату.
  2. Объяснить цитату.
  3. Переход к анализу текста.
Основная часть
  1. Пример 1.
  2. Роль примера в тексте.
  3. Пример 2.
  4. Роль примера в тексте.
Вывод

Что мы поняли в результате рассуждения?

Шаблон
Вступление

Известный лингвист И.О.Фамилия утверждал: „Цитата”. Действительно, понятие играет важную роль в речи, помогая автору лучше выразить свою мысль/ делая текст более выразительным и т. д. Докажем это утверждение на примерах из текста И.О.Фамилия.

Основная часть

Так, в предложении номер используется понятие „пример”, чтобы передать _____________. А понятие „пример” из предложения номер помогает читателю лучше почувствовать ________________.

Вывод

Таким образом, понятие имеет большое значение в речи, поэтому важно научиться правильно его использовать.

Текст 59

— (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…

— (2)Куда выбрали? — (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…

—(4)В конкурсе красоты участвовать! — (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.

— (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

— (9)Так ей и надо! (10)Пустьне задаётся! (11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.

— (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?

—(14)Маша, я не понимаю… — растерялась Антонина Марковна. — (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда на главный конкурс…

— (16)Вот именно!

— (17)Мы стали выбирать, а они все хором: «Алёну! (18)Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…

(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза. (22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такоеконкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров. (24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.

— (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!

— (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.

— (36)Значит, так, — сказала я решительно. — (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся — они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.

— (39)Да, Маша, — сказала Антонина Марковна послушно.

— (40)Хорошо, Маш, — серьёзно кивнул Олег.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

—(42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, — хихикали девчонки, — выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева!

— (43)Все сразу попа́дают и дадут ей первое место!

— (44)Ничего подобного она не думает, — вдруг вступился за Алёнку Васька. — (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеяннои наконец сказала:

— Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (49)Ну, пожалуйста. (50)Мне всё равно…

(51)Но поставить другого — значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

— Думаешь, я без них не справлюсь? (53)Очень надо! (54)Справлюсь и без них! (55)Вот увидите.

(56)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

(По Т.В. Михеевой*)


* Тамара Витальевна Михеева (род. в 1979 г.) — современная писательница, лауреат литературных премий.

13.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 64


(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам — в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновымлесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.

(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это — мечты. (14)А пока я ещё лежу в своей кровати.

(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:

— Товарищи! (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогиеграждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?

(25)Тут я выскакиваю и ору:

— Папа! (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!

— (28)Ах, ты нашлась, — говорит папа, — вот я тебя сейчас!

(29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

(30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)Вчём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.
(35)Высвобождаюсь из-под одеяла — мама словно не видит меня.

— (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…

— (37)Да, да…

(38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.

(39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, доболи, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.

(40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.

— (42)Лена, — медленно говорит он, — сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это — война? (48)Что это — война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война — самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?

(По Э.Е. Фоняковой*)


* Элла Ефремовна Фонякова (19372012) — петербургская писательница, чьи произведения посвящены пережитой ею в детстве ленинградскойблокаде.

13.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.