Занятие 13

Орфография. Повторение

  1. ИСПЕЧЬ - на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишет­ся буква Ь.
  2. ЧЬИ-ТО (следы) - буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
  3. ИЗВЕСТНЫЙ - непроизносимая согласная в корне слова проверяется сло­вом известен.
  4. ДОСРОЧНО - в наречии написание суффикса зависит от ударения.
  5. ПРЕГРАЖДАТЬ - написание приставки определяется её значением, близ­ким к слову очень.


Анализ сочинений

Текст 66

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

  • Введение цитаты
    Известный лингвист Леонард Юрьевич Максимов утверждал: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
    Объяснение цитаты, переход
    Действительно, красная строка делает нашу письменную речь более ясной и точной и помогает нам создавать такие высказывания, в которых расставлены правильные акценты. Докажем это утверждение на примерах из текста Н.Аксёновой.
  • 1 пример
    Так, предложение, с которого начинается первый абзац, помогает нам понять не только тему текста (взаимоотношения девочки с папой), но и то, что далее последует объяснение, почему ненависть девочки к утренникам была связана с отцом.
    2 пример
    А из предложения 6, с которого начинается второй абзац, мы узнаём, что линия размышления меняется, теперь важно то, что чувствовала сама девочка по отношению к папе во время праздников. Если в первом абзаце нам лишь сообщалось, каким несуразным он был и как над ним смеялись ребята, то сейчас мы уже чувствуем сильные переживания самой девочки: ей стыдно за него, ей очень не хочется в этот момент быть его дочкой.
  • Вывод
    Таким образом, очень важно научиться правильно делить текст на абзацы.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то,что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце.

(33)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт головуна баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (35)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой*)


* Нина Аксёнова — современная детская поэтесса и прозаик.

Способы цитирования

1.Цитата в виде прямой речи
  • Текст передаётся без изменений.
  • При пропуске слов используем МНОГОТОЧИЕ.
  • Пропуск одного или нескольких предложений обозначается многоточием в угловых скобках <…>.
  • Знаки препинания ставятся в соответствии с правилами расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
  • После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.)
Слова автора (А) перед цитатой (Ц)

А: „Ц”.

А: ...ц.

А: „Ц?”

А: „Ц!”

Слова автора (А) после цитаты (Ц)

„Ц”, — а.

...Ц, а.

„Ц!” — а.

„Ц?” — а.

Слова автора (А) разрывают цитату (Ц)

„Ц, — а. —Ц”.

„Ц, — а, — ц”.

„Ц! — а. — Ц”.

„Ц? — а. — Ц”.

„Ц? — а и а: — Ц". и др.

Цитата (Ц) разрывает слова автора (А)

А: „Ц”, а.

А: „Ц!” — а.

А: „Ц?” — а.

Узнав, почему собака воет, Валерка сразу предложил свою помощь: „Я прихожу из школы в два часа... Я бы мог гулять с ней после школы!”

+ Почему нельзя поставить цитату перед словами автора?
2.Цитата в виде косвенной речи
  • В кавычки берём только тот текст, который передаётся без изменений.
  • Заглавная буква в цитате не используется.
  • Форму слов можно менять.
  • 1 пример
    Узнав, почему собака воет, Валерка сказал, что „приходит из школы в два часа”, и предложил погулять с Янкой.
    2 пример
    Автор говорит, что мальчик „даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги”.
3.Введение цитаты с помощью вводных конструкций
  • В кавычки берём только тот текст, который передаётся без изменений.
  • Заглавная буква в цитате не используется.
  • Форму слов можно менять.
  • Используем конструкции: по словам..., как отмечает..., как утверждает..., по мнению... и др.
  • 1 пример
    По словам Юры, собака „каждый день воет” „до пяти часов", а „в пять перестаёт”.
    2 пример
    По мнению Молчанова, „собаки не ошибаются”.
4.Встраивание цитаты в собственный текст "напрямую"
  • Грамматику цитаты подстраиваем под наше предложение.
  • Нельзя списать предложение целиком, просто заключив его в кавычки.
  • 1 пример
    Когда открылась дверь, „откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги”.
    2 пример
    Янка с чужими „не особенно любезна”, а к мальчику проявила неожиданную доброжелательность.
5.Введение цитаты с помощью скобок
  • Текст передаётся без изменений.
  • Заглавная буква сохраняется.
  • 1 пример
    Из слов Юры („Она каждый день воет. До пяти часов. В пять перестаёт”) мы узнаём, что собака уже не первый день страдает.
    2 пример
    Собака проявила к мальчику неожиданную доброжелательность („Янка с чужими... не особенно любезна”).

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.
(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
— (4)Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. — (5)Собака у соседа!
— (6)Почему же она воет?
(7)Откуда я знаю? (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
— (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос.(21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
— (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не особенно любезна. (25)А к тебе — вон как! (26)Заходи.
— (27)Я на минутку, по делу. (28)Человек сразу стал серьёзным.
—(29)По делу? (30)Слушаю.
— (31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями.
(33)Человек погрустнел.
— (34)Так... (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?
— (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
— (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
(43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы!
(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.
— (46)Держи.
(47)Пришло время удивляться Валерке.
— (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
—(49)Ох, извини, пожалуйста, — мужчина протянул руку. — (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.
— (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», — с достоинством ответил мальчишка.
— (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?
(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.
— (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... — бурчал себе под нос инженер Молчанов.

(По С.Г. Георгиеву*)


*Сергей Георгиевич Георгиев (род. в 1954 г.) — современный российский детский писатель, лауреат литературных премий.

Самостоятельная работа

  • Задание

    Запишите выделенное предложение, используя три разных способа цитирования

    Способы цитирования
    • Цитата в виде прямой речи.
    • Цитата в виде косвенной речи.
    • Введение цитаты с помощью вводных конструкций.
    • Встраивание цитаты в собственный текст "напрямую".
    • Введение цитаты с помощью скобок.
  • Текст 31

    (17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
    — Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы,а пошёл в наступление! (20)Решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

    (22)Вот до чего доводит любовь!

Тест

Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.