Занятие 12

1.Изложение 17

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.(179 слов)

2.Орфография

Слитно-раздельно-дефис

  • Слитно


    1.Существительные с соединительной гласной О/Е:
    О - после твёрдого
    Е - после мягкого
    Самолет, пароход, землетрясение, пешеход, птицелов

    2. Числительное в Р.п. + …:
    Пятиклассник, семилетка, пятнадцатиметровый, сорокаминутный

    3. Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний:
    Вагоноремонтный (ремонт вагонов), средневековый (Средние века)

    4.ПОЛУ и ПОЛ
    ПОЛ + согласная (кроме Л): полвека, полгорода.
    ПОЛУ - всегда слитно: полуостров, полуавтомат, полубелый.
  • Дефис


    1. Названия сторон света:
    Юго-запад → юго-западный

    2. Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, чувств, качества с дополнительным оттенком: ярко-зеленый, уныло-серый, раскатисто-громкий;
    повтор: белый-белый.

    3. Прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний (можно вставить И): плодово-ягодный (плодовый и ягодный), русско-английский (русский и английский)

    4. Наречия:
    • по- + -ому, -ему, -ски, -ки, -(ь)и: по-моему, по-русски;
    • в-/во- + -их, ых: во-первых;
    • сложение повторяющихся слов: чуть-чуть, видимо-невидимо.
    5.ПОЛ
    ПОЛ- + гласная, прописная буква, Л: пол-острова, пол-Москвы, пол-лимона (О-л-я)
    НО: в составе наречий пишется слитно: вполголоса, вполоборота, вполуха, вполглаза.

  1. КРЕПКО-НАКРЕПКО –– дефисное написание сложного прилагательного определяется его образованием путём сложения одной и той же основы.
  2. (верен) ПО-ПРЕЖНЕМУ –– наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
  3. ИЗУМРУДНО-ЗЕЛЁНЫЙ –– сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис.
  4. (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ –– наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
  5. ПОЛ-ОСТРОВА –– слово пишется через дефис, потому что после пол- стоит гласная буква.
  6. ПО-ВЕСЕННЕМУ (тепло)–– наречие пишется через дефис, потому что образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
  7. МОРЕХОДНЫЙ –– в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.


3.Синтаксис. Типы придаточных предложений

Тип придаточного

Вопрос

Средства связи

Определительное

Какой?

Который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что

Изъяснительное

Падежные вопросы

Что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли
Времени

Когда, как долго, с каких пор, до каких пор?

Когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг

Места
Где, куда, откуда?
Где, куда, откуда
Причины
Почему, отчего?
Потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что
Следствия
Каково следствие?
Так что
Условия
При каком условии?
Если (...то / так / тогда), когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если
Цели
Зачем, с какой целью?
Чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только
Уступки
Несмотря на что, вопреки чему?
Хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай, что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы) ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни
Сравнения
Как что, подобно чему?
Как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы
Меры и степени
В какой мере, степени?
Что, чтобы, любой сравнительный союз, насколько, сколько
Образа действия
Как, каким образом?  
Как
Присоединительное
Что (в любой падежной форме), отчего, почему, зачем

4.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (13.1)

Вступление
  1. Ввести цитату.
  2. Объяснить цитату.
  3. Перейти к анализу текста.
Основная часть
  1. Пример 1.
  2. Роль примера в тексте.
  3. Пример 2.
  4. Роль примера в тексте.
Вывод

Что мы поняли в результате рассуждения?

Вступление

Известный лингвист И.О.Фамилия утверждал: «Цитата». Действительно, понятие играет важную роль в речи, помогая автору лучше выразить свою мысль/ делая текст более выразительным и т. д. Докажем это утверждение на примерах из текста И.О.Фамилия.

Основная часть

Так, в предложении номер используется понятие „пример”, чтобы передать _____________. А понятие „пример” из предложения номер помогает читателю лучше почувствовать ________________.

Вывод

Таким образом, понятие имеет большое значение в речи, поэтому важно научиться правильно его использовать.

Вариант пояснения
Действительно, понятие делают нашу речь более ясной и точной и помогают нам создавать такие высказывания, благодаря которым окружающим становятся понятны наши чувства, взгляды, желания.

Абзац

Варианты заданий
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
.... современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
.... известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
.... русского писателя Исаака Эммануиловича Бабеля: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».

Текст 66

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание

Найдите все ошибки в основной части данного сочинения

  • 1 пример
    Так, в предложениях 1-5, из которых состоит первый абзац, описывается отец девочки и отношения окружающих к нему. Благодаря этому абзацу мы можем понять, почему девочка стыдилась своего отца.
    2 пример
    А в третьем абзаце рассказывается о событии, которое изменило отношение ребёнка к отцу. Когда машина вместе с больной дочкой застряла в снегу во время бури, отец самоотверженно пошёл искать помощь. Благодаря этой красной строке, автор выделяет отдельную историю среди общего текста.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то,что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце.

(33)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт головуна баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (35)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой*)


* Нина Аксёнова — современная детская поэтесса и прозаик.

Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.