Занятие 11

1.Изложение 22

Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать, поймут ли, почувствуют ли то, что любило его сердце. От этого зависит так много, и прежде всего — состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он писал свою книгу.

И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое даётся нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто — книга пройдёт мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге всё своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов - оно требует твёрдого желания услышать голос автора.

Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать — значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить — значит творить. (212 слов)

2.Орфография

Правописание существительных

3.Синтаксис. Типы подчинения придаточных

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ (НЕОДНОРОДНОЕ)
ОДНОРОДНОЕ
вопрос задаётся по цепочке:                     
от [ ] к (1), от (1) – к (2)

вопрос задаётся фонтанчиком:

от [ ] к (1) и к (2)

вопрос задаётся фонтанчиком:

от [ ] к (1) и к (2)

Вторая придаточная часть зависит от первой придаточной части

Придаточные части зависят от одной главной, но

  • отвечают на разные вопросы или
  • зависят от разных слов

Придаточные части

  • зависят от одной главной,
  • отвечают на одинаковые вопросы,
  • зависят от одних и тех же слов
Первый раз он встревожился, когда на огромном скошенном лугу, где они приземлились, никто их не встретил.

Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий, люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу.

Когда прошло недели три, а Сонька так и не появилась, я попытался прояснить ситуацию.

4.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (13.1)

Вступление
  1. Ввести цитату.
  2. Объяснить цитату.
  3. Перейти к анализу текста.
Основная часть
  1. Пример 1.
  2. Роль примера в тексте.
  3. Пример 2.
  4. Роль примера в тексте.
Вывод

Что мы поняли в результате рассуждения?

Вступление

Известный лингвист И.О.Фамилия утверждал: «Цитата». Действительно, понятие играет важную роль в речи, помогая автору лучше выразить свою мысль/ делая текст более выразительным и т. д. Докажем это утверждение на примерах из текста И.О.Фамилия.

Основная часть

Так, в предложении номер используется понятие „пример”, чтобы передать _____________. А понятие „пример” из предложения номер помогает читателю лучше почувствовать ________________.

Вывод

Таким образом, понятие имеет большое значение в речи, поэтому важно научиться правильно его использовать.

Вариант пояснения
Действительно, понятие делают нашу речь более ясной и точной и помогают нам создавать такие высказывания, благодаря которым окружающим становятся понятны наши чувства, взгляды, желания.

Текст 46. Абзац

Варианты заданий
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
.... современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
.... известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
.... русского писателя Исаака Эммануиловича Бабеля: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».


(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, — земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня…

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, — мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

— Сынок… (27)Сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос.(31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

— Мама. (33)Мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин,выносивших с поля боя раненых бойцов,работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

(По Ю.Я. Яковлеву*)


*Юрий Яковлевич Яковлев (19231996) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариевигровых и анимационных фильмов.

Задание

Сравните способы введения примеров разными авторами

  • 1 вариант

    Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1−5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2−5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля — символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.
    В последнем абзаце (предложения 44−50) автор приходит к следующему очень важному выводу: Родина — это родная земля и мать — это Родина, потому что сердце матери и есть сердце родной земли.
  • 2 вариант

    Так, в первом абзаце (предложение № 1), который состоит всего из одного предложения, говорится о том, что городской человек не ведает, что такое земля, так как она скрыта от его глаз асфальтом. Во втором абзаце (предложения № 2−5) автор продолжает мысль предыдущего абзаца, углубляя её рассказом о своём открытии земли. А с пятого абзаца (предложения № 13−16) начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль: автор рассказывает о своей любви к матери.

5.Тест

Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.