Новые тексты ОГЭ-25
Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку...

13.1.Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?

Текст Н6. Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку...

A5B9F0

(1)Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку: при одном упоминании о ней лица у них вытягиваются, и они мрачными голосами говорят:

‒ Только через мой труп!

(2)При чём здесь труп, если речь идёт о верном друге, о дорогом существе, которое сделает жизнь интересней и радостней. (3)Но взрослые говорят:

‒ Даже не мечтай!

(4)Особенно нетерпима к собаке была Жекина мама. (5)И она заявляла в полный голос:

‒ Только через мой труп! (6)Даже не мечтай!

(7)Но кто может запретить человеку мечтать?

(8)И Жека мечтал. (9)Он мечтал, что у него будет собака. (10)Может быть, такса, длинная и чёрная, как головешка, на коротких ножках. (11)Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. (12)Может быть, пудель с завитками, как на воротнике.

(13)В один из дней мама спросила Жеку:

‒ Скоро твой день рождения, что тебе подарить?

(14)Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:

‒ Собаку.

(15)Глаза у мамы округлились.

‒ (16)Собаку? (17)Никогда!

(18)Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка. (19)Жека молча прошёл в комнату, сел на краешек дивана и сказал:

‒ Вот!

(20)Он сказал «вот» тихо, но достаточно твёрдо.

‒ (21)Что это? ‒ спросила мама, хотя прекрасно видела, что это щенок.

‒ (22)Щенок, ‒ ответил Жека.

‒ (23)Сейчас же унеси его прочь!

‒ (24)Человек должен иметь собаку, ‒ отчаянно произнёс Жека и замолчал.

(25)Мама сказала:

‒ Отнеси его туда, откуда принёс.

(26)Она взяла Жеку за плечи и вытолкала за двери вместе со щенком.

(27)Жека потоптался немного перед закрытой дверью и, не зная, что ему теперь делать, сел на ступеньку. (28)Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

(29)Жека решил, что не уйдёт отсюда. (30)Будет сидеть день, два, пока мама не пустит его домой вместе со щенком. (31)Щенок не знал о тяжёлых событиях, которые из-за него происходили в жизни Жеки. (32)Он задремал.
(33)Потом пришёл с работы папа. (34)Он увидел сына, сидящего на ступеньке, и спросил:

‒ Никого нет дома?

(35)Жека покачал головой и показал папе щенка. (36)Папа сел рядом с сыном на холодную ступеньку и стал разглядывать щенка. (37)А Жека наблюдал за папой. (38)Он заметил, что папа довольно сморщил нос и заёрзал на ступеньке. (39)Потом папа стал гладить щенка и причмокивать губами. (40)И Жека почувствовал, что в папе постепенно пробуждается мальчишка. (41)Тот самый мальчишка, который когда-то сам просил собаку, потому что у человека должна быть собака. (42)Жека взглядом звал его себе в союзники. (43)И этот мальчишка, как подобает мальчишке, пришёл на помощь другу.

(44)Папа взял на руки щенка, решительно встал и открыл дверь.

‒ (45)А что если нам в самом деле взять щенка? ‒ спросил он маму. ‒ (46)Щенок-то славный.

(47)Мама сразу заметила, что в папе пробудился мальчишка, и сказала:

‒ Это мальчишество.

‒ (48)Почему же? ‒ не сдавался папа.

‒ (49)Собака ‒ это шерсть, грязь, вонь. (50)Это разгрызенные ботинки и лужи на паркете. (51)Кто будет убирать? ‒ спросила мама.

(52)Папин мальчишка подмигнул Жеке:

‒ Мы!

(53)Их было двое, и они победили. (54)В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец. (55)Он действительно грызёт ботинки и оставляет на паркете лужи. (56)И убирают за ним не папа и не Жека, а мама. (57)Но если вы постучите в дверь и попросите: «Отдайте щенка», то мама первая скажет вам: «Только через мой труп. (58)И не мечтайте».

(59)Потому что это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922‒1995) – советский писатель, сценарист, автор книг для детей и юношества.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Некоторых родителей очень трудно уговорить купить собаку.
2) Жеке купил щенка папа.
3) Мама не хотела заводить собаку, потому что у неё была аллергия на животных.
4) Папа и Жека обещали маме, что будут убирать за собакой.
5) Щенок убедил маму, что верное, ласковое существо обязательно должно быть в семье.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте Ю.Я.Яковлева - мальчик Жека, мечтающий о собаке, и его родители. Автор использует самые разные средства языка, чтобы передать живую разговорную речь героев. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства лексики и синтаксиса.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 5 используется фразеологизм («Только через мой труп!»), позволяющий нам ощутить непринуждённость обстановки, в которой он был произнесён. Благодаря этому фразеологизму мы понимаем, что мама очень не хочет заводить собаку.

  • 2 пример и пояснение
    А реплика мамы из предложения 17 («Никогда!»), являясь восклицательным неполным предложением, что характерно именно для разговорной речи, помогает нам почувствовать, как сильно не нравится маме просьба сына подарить ему на День рождения собаку.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в речи персонажей, чтобы лучше понять авторский замысел.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.