Новые тексты ОГЭ-25
На Кубани стояли дождливые осенние дни...

13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ну, Малышка! Одним словом, сестра милосердия».
13.3.Как проявляется сострадание чужой боли?

Текст Н5. На Кубани стояли дождливые осенние дни...

45402B

(1)На Кубани стояли дождливые осенние дни. (2)Доро́ги стали почти непроходимыми. (3)Армия отступала, шли бои, но немцы каждый день прорывались в тыл, и госпитали каждый день меняли свои места, откочёвывая всё глубже на юг.

(4)В пять часов вечера у разбитого снарядом сарая остановилась старенькая санитарная летучка – дребезжащая, расшатанная машина с дырявым брезентовым верхом. (5)Из летучки вылезла её хозяйка – военфельдшер Маруся, которую, впрочем, никто в дивизии по имени не называл, а все называли Малышкой. (6)Она и в самом деле была настоящая малышка – семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом и такими маленькими руками и ногами, что, казалось, на них во всей армии не подберёшь ни одной пары перчаток и сапог.

(7)Малышка соскочила с машины и, стараясь придать своему хорошенькому лицу строгое выражение, спросила:

– Где раненые?

(8)Санитар повёл Малышку внутрь сарая. (9)Там на грязной соломе лежали семь тяжелораненых. (10)Малышка вошла, посмотрела, сказала:

– Ну вот, сейчас я вас отвезу, – и потом ещё что-то ласковое, что она всегда говорила раненым.

(11)Лица у всех были бледные, солома местами промокла от крови. (12)Малышка физически, всем телом, вспомнила ту дорогу, которую она только сейчас проделала из медсанбата – двадцать километров страшных рытвин и ухабов – и представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле. (13)Она даже поморщилась, словно от боли, но сейчас же на её лицо вернулась обычная добрая улыбка.

(14)Она с санитаром перенесла тех, кто был ранен в ноги, потом перетащили ещё троих. (15)Теперь в летучке уже не оставалось места, и седьмого некуда было положить. (16)Раненый полусидел у стенки сарая, то и дело впадая в забытьё. (17)Малышка в последний раз вошла в сарай. (18)Этого седьмого приходилось оставить до следующей летучки. (19)Но когда она вошла, он потянулся навстречу. (20)Малышка встретила его взгляд, такой ожидающий, что оказалось невозможным оставить его здесь.

– (21)Вы можете сидеть в кабине? – спросила она.

– (22)Могу, – сказал раненый и снова закрыл глаза.

(23)Малышка вдвоём с санитаром дотащила его до машины и усадила в кабине на своё место.

– (24)А вы, товарищ военфельдшер? – спросил шофёр.

– (25)А я на подножке, – сказала Малышка весело.

(26)Летучка тронулась. (27)На рытвинах она, как утка, переваливаясь с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки. (28)Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины.

(29)К хуторку, где располагался санбат, подъехали уже перед самой темнотой. (30)Малышка подбежала к знакомой хате, но там было пусто.

(31)Она снова стала на подножку, и машина двинулась. (32)До госпиталя осталось ещё двадцать километров. (33)Дорога становилась всё хуже и хуже. (34)Где-то далеко слева виднелись вспышки орудийных выстрелов. (35)Мотор два раза глох, шофёр вылезал и, чертыхаясь, возился с карбюратором. (36)Малышка не слезала. (37)Ветер дул навстречу, и косой дождь заливал лицо и глаза. (38)Ей много раз казалось, что вот-вот она свалится.
(39)Наконец они добрались до места. (40)Малышке почудилось что-то недоброе в той тишине, которая стояла в селе. (41)Она соскочила с машины и побежала к дому, где помещался госпиталь. (42)У машины возились двое красноармейцев.

– (43)Здесь госпиталь? – спросила Малышка.

– (44)Уехал два часа назад. (45)Вот последние медикаменты грузим.

(46)Красноармеец назвал село за сорок километров отсюда.

(47)Малышка подошла к летучке и произнесла:

– Товарищи… (48)Уехал госпиталь, – сказала Малышка упавшим голосом. – (49)Ещё сорок километров до него ехать.

(50)Поте́рпите?

– (51)Дотерпим, – сказал старый казак, – ты вези нас, а мы петь будем.

(52)Малышка стала на подножку, машина тронулась, и сквозь всплески воды и грязи и гудение мотора она услышала, как в кузове сначала один, потом два, потом три голоса затянули песню. (53)Девушка почувствовала, что, наверное, им в самом деле легче оттого, что они поют, и если кто-нибудь из них стонет, то другие не слышат.

(54)Пропев до конца песню, раненые начинали петь её сначала.

(55)Глубокой ночью, когда на окраине станицы санитары вместе с Малышкой подошли к летучке, чтобы наконец
выгрузить раненых, из кузова всё ещё лилась песня…

(56)Малышка заснула, не раздеваясь, в приёмном покое. (57)А шофёр сидел в хате с другими шофёрами и говорил:

– Восемьдесят километров проехали. (58)Ну, Малышка! (59)Одним словом, сестра милосердия.

 (По К.М. Симонову*)

* Константин Михайлович Симонов (1915–1979) ‒ советский писатель, поэт, редактор, журналист, военный корреспондент.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В связи с наступлением немцев госпитали постоянно меняли своё местоположение.
2) Военфельдшера Марусю за маленький рост и юный возраст звали Малышкой.
3) Раненых, за которыми приехала Малышка, быстро и беспрепятственно доставили в госпиталь.
4) Маруся предложила бойцам петь, чтобы время в пути прошло незаметно.
5) Долгая дорога утомила Марусю, и она уснула, не раздеваясь, в приёмном покое госпиталя.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать симпатию героине?».
Пример сочинения 13.2.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ну, Малышка! Одним словом, сестра милосердия».

  • Вступление
    Шофёр, глядя на спящую девушку Марусю, говорит: «Ну, Малышка! Одним словом, сестра милосердия». Эти слова передают восхищение героя поведением девушки во время перевозки раненых. Мы чувствуем, с каким уважением он относится к Марусе, готовой на всё ради помощи солдатам.
  • 1 пример и пояснение
    Когда девушка увидела раненых, она «представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле». Она очень чутко ощущает чужую боль, чужие страдания.
  • 2 пример и пояснение
    А когда девушка поняла, что для седьмого раненого нет места, она «встретила его взгляд, такой ожидающий, что оказалось невозможным оставить его здесь», и посадила его в кабину. Самой ей пришлось ехать на подножке. Маруся больше думает о других, чем о себе.
  • Вывод
    Очень важно быть такими же отзывчивыми, готовыми жертвовать собой людьми, как Малышка, настоящая сестра милосердия.
Пример сочинения 13.3.

Как проявляется сострадание чужой боли?

  • Вступление
    Сострадание... Это очень важное качество человека, необходимое для гармоничных отношений в обществе. Как же проявляется сострадание чужой боли?
  • 1 пример
    Во-первых, человек, искренне переживающий за других, может ощущать чужую боль как свою собственную. Так, в тексте К.М.Симонова военфельдшер Маруся, увидев раненых, которых предстояло перевозить в госпиталь, "физически, всем телом, вспомнила ту дорогу, которую она только сейчас проделала из медсанбата – двадцать километров страшных рытвин и ухабов – и представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле". Девушка переживает за солдат и понимает, как тяжело им будет в пути.
  • 2 пример
    Во-вторых, сострадание проявляется в желании помочь. Так, Маруся, увидев взгляд солдата, "такой ожидающий", не смогла оставить его до следующей летучки и предложила ему сесть в кабину на её место, а сама 80 километров ехала на подножке. Ей было очень тяжело: "ветер дул навстречу, и косой дождь заливал лицо и глаза", "ей много раз казалось, что вот-вот она свалится". Маруся не смогла не помочь раненому, хотя ей самой было из-за этого очень непросто.

  • Вывод
    Сострадание проявляется в способности почувствовать боль другого человека и в желании помочь ему в сложной ситуации.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.