Новые тексты ОГЭ-25
Композитор Эдвард Григ проводил осень...

13.1.Какие средства языка помогли автору передать выразительность музыки?
13.3.Какое влияние оказывает на человека музыка?

Текст Н4. Композитор Эдвард Григ проводил осень...

482EC1


(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бе́ргена. (2)Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. (3)Но особенно хороши горные леса около моря.

(4)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (5)Она собирала в корзину еловые шишки.

– (6)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– (7)Дагни, – вполголоса ответила девочка.

(8)Она ответила так не от испуга, а от смущения. (9)Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– (10)Вот беда! – сказал Григ. – (11)Мне нечего тебе подарить. (12)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (13)Слушай, Дагни, я придумал. (14)Я подарю тебе одну интересную вещь. (15)Но только не сейчас, а лет через десять.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. (18)Но такие вещи не дарят маленьким детям. (19)Я делаю подарки для взрослых. (20)Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (21)А теперь давай корзину. (22)Ты её едва тащишь.
(23)Дагни вздохнула. (24)Она протянула Григу корзину, которая действительно была тяжёлая.
(25)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама. (26)Как же ты узнаешь о моём подарке? (27)В Норвегии много девочек с таким именем, как у тебя. (28)Как зовут твоего отца?

– (29)Хагеруп, – ответила Дагни.

«(30)Я напишу музыку, – решил Григ, – на заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни – дочери лесника Хагерупа, когда ей исполнится восемнадцать лет».

(31)В восемнадцать лет Дагни окончила школу. (32)По этому случаю отец отправил её погостить к своей сестре Магде. (33)Однажды тётушка предложила сходить на концерт. (34)Дагни впервые слушала симфоническую музыку. (35)Вдруг ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
(36)Дядюшка и тётушка смотрели на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.

– (37)Что случилось? – спросила Дагни.

– (38)Слушай!

(39)Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

– Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Дагни по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

(40)Сначала она ничего не понимала. (41)Внутри у неё шумела буря. (42)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями переливчатых голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. (43)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. (44)Да, это был её лес, её родина! (45)Её горы, песни рожков, шум её моря!

(46)Так, значит, это был он! (47)Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками.

(48)Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! (49)Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

(50)Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. (51)С каким стремительно бьющимся сердцем она хотела бы побежать к этому человеку и сказать: «Спасибо за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

(По К.Г. Паустовскому*)


* Константин Георгиевич Паустовский (1892‒1968) – известный советский писатель, классик отечественной литературы.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Встретившись с Эдвардом Григом в лесу, маленькая Дагни сразу поняла, что перед ней великий композитор.
2) Эдвард Григ помог Дагни собрать корзину еловых шишек.
3) Повзрослевшая Дагни часто посещала концерты симфонической музыки.
4) Дядюшка и тётушка первыми поняли, что музыка композитора посвящена Дагни.
5) Музыка Эдварда Грига помогла Дагни почувствовать, как прекрасны её родные края.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка помогли автору передать выразительность музыки?».
Работа над сочинением 13.1.

Какие средства языка помогли автору передать выразительность музыки?

  • Вступление
    В центре повествования в тексте К.Г. Паустовского – Дагни, дочка лесника, которой композитор Эдвард Григ посвятил музыкальную пьесу. Автор использует самые разные средства языка, чтобы передать выразительность музыки. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются изобразительно-выразительные средства (олицетворения и риторические восклицания).
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 43 используются олицетворения («Мелодия <…> неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами»), благодаря которым мы понимаем, что чувствовала Дагни, слушая пьесу: музыка взволновала девушку, разбудила её воображение, рисуя картины родных для неё мест.
  • 2 пример и пояснение
    А риторические восклицания в предложениях 44-45 («Да, это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!») позволяют нам почувствовать восторг и счастье главной героини, которые она испытывала, слушая музыкальное произведение.
  • Вывод
    Таким образом, изобразительно-выразительные средства помогают нам почувствовать, насколько яркой, эмоциональной, впечатляющей была  музыка, написанная великим композитором Эдвардом Григом.
Работа над сочинением 13.3.

Какое влияние оказывает на человека музыка?

  • Вступление
    Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную, народную или джазовую. Этот вид искусства способен воздействовать на людей. Какое же влияние оказывает музыка на человека?
  • 1 пример и пояснение
    Во-первых, музыка способна пробуждать в людях чувство прекрасного. Так, в тексте Константина Георгиевича Паустовского девушка Дагни, услышав на концерте пьесу Эдварда Грига, захотела побежать к композитору и сказать: «Спасибо за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек». В этой истории музыка - это незабываемый и замечательный подарок, который помог пробудить в человеке лучшее.
  • 2 пример и пояснение
    Во-вторых, музыка может воздействовать на наше воображение. Так, в рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар», когда Моцарт заиграл на клавесине, Иоганн Мейер увидел в своём воображении первую встречу с женой Мартой. Именно благодаря музыке герой смог вспомнить такой важный момент в его жизни.
  • Вывод
    Таким образом, музыка способна воздействовать на наш внутренний мир, пробуждать в нас лучшее и рисовать картины в нашем воображении.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.