Новые тексты ОГЭ-25
В один из зимних вечеров на окраине Вены...

13.3.В чём проявляется сила музыки?

Н3. В один из зимних вечеров на окраине Вены...

(1)В один из зимних вечеров на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. (2)Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. (3)Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство Марии. (4)Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

– Я всегда не любил священников и монахов. (5)Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть. (6)Выйди на улицу, – сказал старик, – и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. (7)Тебе никто не откажет.

(8)Мария накинула платок и вышла. (9)Она долго ждала, прислушивалась. (10)Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт человек. (11)Она сделала несколько шагов ему навстречу и дрожащим голосом передала просьбу отца.

– (12)Хорошо, – сказал человек спокойно. – (13)Хотя я не священник, но это всё равно. (14)Пойдёмте.

(15)Они вошли в дом. (16)Незнакомец придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему.

– (17)Говорите! – сказал он. – (18)Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я сниму тяжесть с вашей души.

– (19)Я работал всю жизнь, пока не ослеп, – прошептал старик. – (20)Когда заболела чахоткой моя жена и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. (21)И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

– (22)А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? – спросил незнакомец.

– (23)Клянусь, сударь, никто, – ответил старик и заплакал. – (24)Если бы я знал, что золото не поможет Марте, разве я мог бы украсть!

– (25)Как вас зовут? – спросил незнакомец.

– (26)Иоганн Мейер, сударь.

– (27)Так вот, Иоганн Мейер, – сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, – вы невиновны перед людьми. (28)То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. (29)А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

– (30)Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. (31)Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной. (32)Но это невозможно, сударь. (33)Не сердитесь на меня за глупые слова. (34)Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

– (35)Хорошо, – сказал незнакомец. – (36)Слушайте и смотрите.

(37)Он заиграл. (38)Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы.

– (39)Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати. – (40)Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. (41)Это было зимой, в горах. (42)Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась.

(43)Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

– (44)А теперь, – спросил он, – вы видите что-нибудь?

(45)Старик молчал, прислушиваясь.

– (46)Неужели вы не видите, – быстро сказал незнакомец, не переставая играть, – что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. (47)По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. (48)Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. (49)Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. (50)А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

– (51)Я вижу всё это! – крикнул старик. – (52)Я видел всё так ясно, как много лет назад. (53)Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. (54)Имя!

– (55)Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, – ответил незнакомец.

(56)Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

 (По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный советский писатель, классик отечественной литературы.



Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Иоганн Мейер работал поваром в доме графини Тун.
2) К старости повар совершенно лишился зрения.
3) Перед смертью Иоганн Мейер попросил дочь Марию пригласить священника, чтобы исповедаться.
4) Ради того чтобы вылечить заболевшую жену, Иоганн Мейер украл маленькое золотое блюдо из дома, где работал поваром, и это тяготило его.
5) Старик так и не узнал имени человека, которому рассказал историю из своей жизни.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для описания картин природы?».
Работа над сочинением 13.3.

В чём проявляется сила музыки?
  • Вступление

    Музыка... Этот вид искусства обладает огромными возможностями. В чём же проявляется сила музыки?

  • 1 тезис и пример
    Во-первых, музыка способна возвращать человека в прошлое, рисуя в нашем воображении что-то давно забытое. Так, в рассказе К.Г.Паустовского мелодия в исполнении Моцарта перенесла Иоганна Мейера в те далёкие времена, когда зимой в горах он впервые увидел свою любимую жену Марту. Звуки клавесина оживили в памяти героя самые светлые моменты его жизни.
  • 2 тезис и пример
    Во-вторых, музыка вдохновляет и сплачивает. Например, песня «Священная война» поднимала боевой дух солдат в годы Великой Отечественной войны. Мощные аккорды этого произведения вселяли уверенность и помогали людям идти вперёд.
  • Вывод
    Таким образом, сила музыки — в её способности трогать душу, воскрешать воспоминания и объединять сердца.

    Автор - Савва

Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.