Новые тексты ОГЭ-25
Я достал учебник по арифметике...

Какие типы предложений по цели высказывания встретились в тексте и какова их роль?

Текст Н10

93ECB3
(1)Я достал учебник по арифметике, но не успел раскрыть его, как кто-то позвонил в дверь.

(2)На пороге стоял высокий незнакомый мужчина.

‒ (3)Здесь живёт Нина Васильевна? ‒ спросил он.

‒ (4)Здесь, ‒ ответил я. ‒ (5)Только мамы нет дома.

‒ (6)Разреши подождать? (7)Сухов, товарищ твоей мамы.

(8)Он прошёл в комнату, сильно припадая на правую ногу.

‒ (9)Жалко, Нины нет, ‒ сказал Сухов. ‒ (10)Как она выглядит? (11)Всё такая же?

(12)Мне было непривычно, что чужой человек называл маму Ниной и спрашивал, такая же она или нет.
(13)Мы помолчали.

‒ (14)А я ей фотокарточку привёз. ‒ (15)Сухов полез в карман.

(16)На фотографии стояла девушка в военной форме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке, но без оружия.

‒ (17)Старший сержант медицинской службы. (18)Не приходилось встречаться?

‒ (19)Нет. (20)Первый раз вижу.

‒ (21)Вот как? ‒ удивился Сухов. ‒ (22)А это, брат ты мой, непростой человек. (23)Если бы не она, не сидеть бы мне сейчас с тобой…

(24)И Сухов начал рассказывать.

‒ (25)Это было на войне. (26)Тяжело раненного, меня вытащили с поля боя и в автобусе повезли в госпиталь. (27)А тут враг стал бомбить дорогу. (28)Когда фашистские самолёты улетели, в автобус влезла вот эта самая девушка, ‒ Сухов показал на фотографию, ‒ и сказала: «Товарищи, выходи́те из машины».

(29)Все раненые поднялись на ноги и стали выходить, помогая друг другу, торопясь, потому что где-то недалеко уже слышен был рокот возвращающихся бомбардировщиков. (30)Один я остался лежать на нижней подвесной койке.
«(31)А вы что лежите? (32)Вставайте сейчас же! ‒ сказала она. ‒ (33)Слышите, вражеские бомбардировщики возвращаются!»

«(34)Я тяжело ранен и не могу встать, ‒ ответил я. ‒ (35)Идите-ка вы сами побыстрее отсюда».

(36)И тут снова началась бомбёжка. (37)Взрывной волной автобус опрокинуло набок, а меня чем-то тяжёлым ударило по плечу. (38)В ту же секунду дикий вой падающих бомб и разрывы прекратились.

«(39)Вам очень больно?» ‒ услыхал я и открыл глаза.

(40)Передо мной на корточках сидела девушка. (41)Она вытащила меня из машины и положила на траву. (42)Встала и посмотрела вокруг.

«(43)Никого, ‒ сказала она, затем легла рядом, лицом вниз. ‒ (44)Теперь попробуйте повернуться на бок».

(45)Я повернулся, и моя спина плотно легла на её спину. (46)Мне казалось, что она не сможет даже тронуться с места, но девушка медленно поползла вперёд, неся на себе меня.

(47)В это время из-за леса вынырнул самолёт, пролетел над нами и дал очередь.

«(48)Бегите! ‒ крикнул я. ‒ (49)Он сейчас развернётся».

(50)Самолёт снова шёл на нас. (51)Девушка уткнулась лицом в землю. (52)Потом приподняла голову, но я сказал: «Не шевелитесь, пусть думает, что он нас убил».

(53)Фашист развернулся на одно крыло, дал ещё одну очередь, снова промазал и улетел.

(54)Потом девушка потащила меня дальше. (55)Мы ползли десять часов.

‒ (56)Вот, брат, какие бывают девушки, ‒ сказал Сухов. ‒ (57)Один раненый сфотографировал её для меня на память.

(58)И мы разъехались. (59)Я ‒ в тыл, она ‒ обратно на фронт.

(60)Я взял фотографию и стал смотреть. (61)И вдруг узнал в этой хрупкой девушке свою маму: мамины глаза, мамин нос. (62)Только она была совсем девчонкой.

‒ (63)Это мама? ‒ спросил я. ‒ (64)Это моя мама спасла вас?

‒ (65)Твоя мама, ‒ ответил Сухов.

(66)Тут вернулся папа.

‒ (67)А маму ждёт фронтовой товарищ, ‒ сказал я.

(68)Папа прошёл в комнату. (69)Сухов поднялся ему навстречу. (70)Они пожали друг другу руки. (71)Сели, помолчали.

(72)Сухов скоро поднялся и ушёл, пообещав зайти в другой раз.

(73)После этого я взял со стола мамину фотографию, которую оставил Сухов, и стал на неё смотреть.

‒ (74)Что у тебя за фотография? ‒ спросил папа. ‒ (75)Да ведь это мама!

‒ (76)Вот именно, мама. (77)Это Сухов оставил. (78)Мама его из-под бомбёжки вытащила.

‒ (79)Сухова? (80)Наша мама? ‒ папа пожал плечами. ‒ (81)Но ведь он в два раза выше мамы и в три раза тяжелее.

(82)И я повторил папе историю этой маминой фотографии.

‒ (83)Да, Юрка, замечательная у нас мама!

(По В.К. Железникову*)

* Владимир Карпович Железников (1925‒2015) – советский и российский детский писатель, кинодраматург.



Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой-рассказчик сразу узнал в девушке в военной форме, запечатлённой на фотографии, свою маму.
2) Во время войны мама героя-рассказчика была старшим сержантом медицинской службы.
3) Фашистский самолёт безжалостно расстреливал дорогу, по которой ехал автобус с ранеными солдатами.
4) Сухов сфотографировал маму героя-рассказчика на память.
5) Благодаря рассказу Сухова семья узнала о мужественном поступке мамы во время войны.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие типы предложений по цели высказывания встретились в тексте и какова их роль?».
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.