Новые тексты ОГЭ-25
Алька училась в нашем классе...

13.3. Как можно завоевать уважение?

Текст Н1. Алька училась в нашем классе...

(1)Алька училась в нашем классе и ни с кем из класса не дружила. (2)Она была совсем некрасивая: маленькая, тощая, волосы висят, как бело-рыжие прямые нитки, закрывают уши, лоб, глаза. (3)Иногда Алька уберёт чёлку, но ненадолго: нагнёт голову – волосы опять висят, и через них виднее всего веснушки – много, и все яркие, рыжие. (4)Губы у Альки почти всегда сжаты, а носик небольшой, красный, и Алька почти всегда им шмыгает, потому что одежда у неё старовата, как почти у всех в классе. (5)Из той одежды, что была до войны, выросла, а новую шить не из чего. (6)Другие ребята донашивают вещи старших сестёр и братьев, бабушки перешивают что-то своё. (7)А у Альки ни сестёр, ни братьев, ни дедушки, ни бабушки.

(8)Папа у неё – на фронте, мать – день и ночь на шинном заводе. (9)Сколько продукции надо выпустить, а мужики – на войне! (10)Алька тоже хотела идти работать, но мать уговорила учиться, сказала:
– Долю твою отработаю, не беспокойся.

(11)Мне нравилось смотреть на Альку. (12)Наверное, потому что сразу видно: она никогда не врала. (13)Просто что думала, то и делала сразу. (14)Даже глупости.

(15)Ещё у нас в классе была Эля Гладких, очень красивая, как фарфоровая кукла. (16)У неё были косы длинные, ровные, блестящие. (17)Мама ей сама их расчёсывала, заплетала, очень следила за Элей.

(18)На фронт, конечно, нас не взяли бы. (19)Но мы и сами понимали, что делать нам на войне пока нечего. (20)Помогать фронту надо было. (21)Но как? (22)Учиться! (23)Так говорили все: и радио, и родственники, и учителя. (24)Мы и учились, кто как мог. (25)В общем, неплохо.

(26)Мальчишки бегали помогать при разгрузке на вокзал, на склады. (27)Моральная сторона здесь иногда поддерживалась материальной. (28)Мальчишки и нам приносили заработанное, правда, нечасто. (29)Говорили, что мальчишки были более голодными, чем мы, потому что больше двигались. (30)И всё-таки был случай, когда они угостили нас солёными огурцами. (31)А однажды насы́пали в карманы пшеничное зерно. (32)Дома нам из него сварили кашу.

(33)Девочки из класса пошли в госпиталь. (34)Робея, подталкивая друг друга, задержались перед решёткой с узорным литьём. (35)Эля прошла первой, так получилось.

(36)Из дверей госпиталя навстречу нам вышла группа медсестёр. (37)Путаясь и сбиваясь, мы рассказали, зачем пришли. (38)Сёстры перестали смеяться и разговаривать, посмотрели на одну – самую упитанную и румяную. (39)Потом оказалось, что это старшая медсестра.

– (40)Это хорошо, – сказала она, подумав. – (41)У нас много лежачих тяжёлых раненых, будете кормить их, помогать санитаркам. (42)Кому почитаете, кому письмо напи́шете – всё раненым польза… (43)А этой замарашке сначала вымыться надо, – кивнула она на Альку. – (44)Вон бери пример с подруги! – (45)И она показала на Элю.

(46)Алька повернулась, решительно высморкалась и пошла прочь к калитке. (47)Я хотела догнать, но все уже входили в двери госпиталя.

(48)Через несколько дней Эля перестала ходить к раненым.

– (49)У меня болит голова. (50)Мама сказала, это оттого, что в палатах душно.

(51)Действительно, в палатах было душно.

(52)Я уговаривала раненых, что лежали возле окна, укрыть их как следует. (53)И как приходила, сразу открывала окно. (54)Они скоро привыкли.

– (55)Ну, сестрёнки пришли! (56)Сейчас будут воздушные процедуры!

(57)Альке (она, конечно, пришла на другой день) дали самый драный, застиранный халат, весь в лохмотьях. (58)И каково же было наше удивление, когда на следующее утро Алька, румяная, причёсанная, даже веснушки у неё сияли как новенькие, вошла в палату в аккуратном, отглаженном, даже нарядном белом халате. (59)Они с мамой всю ночь приводили его в порядок, штопали, гладили, перешивали Альке по росту.

– (60)А мы-то собирались его списать, – сказала старшая медсестра.

– (61)Ну и дурочка, что себе не оставила, – сказала Эля, узнав об этом случае. – (62)Сшила бы из него платье. (63)Смотри, туфли у тебя дырявые, прямо на босых ногах. (64)Да и платье – я давно хотела сказать – тебе в нём не стыдно? (65)Ходить в лохмотьях – уважать не будут.

– (66)Хоть уважают, хоть не уважают, – ответила Алька, – нам плевать. (67)Тебя-то уважать не за что. (68)Ясно?

 (По Т.И. Александровой*)

* Татьяна Иванова Александрова (1929–1983) ‒ советская детская писательница, художница, автор сказок о домовёнке Кузе.


Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Алька была честной девочкой, и это качество нравилось рассказчице.
2) Алька жила в обеспеченной семье, и мама её не работала.
3) Во время Великой Отечественной войны дети вносили посильный вклад в общее дело победы: старались хорошо учиться, помогали разгружать вагоны, ухаживали за ранеными.
4) В госпитале медсёстры поставили Альку в пример Эле.
5) За ночь Алька с мамой из старого и рваного халата сделали аккуратный, даже нарядный.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль эпитеты играют в создании образов героев?»
Работа над сочинением 13.3.

Как можно завоевать уважение?
  • Вступление

    Каждый из нас хотел бы, чтобы его уважали, ведь так приятно, когда к тебе хорошо относятся, ценят твоё мнение, считают тебя достойным человеком. Как же можно завоевать уважение?

  • 1 тезис и пример
    Некоторые считают, что внешний вид человека влияет на уважение к нему. Так, в тексте А.И.Александровой Эля, обращаясь к своей однокласснице, говорит: «Смотри, туфли у тебя дырявые, прямо на босых ногах. Да и платье – я давно хотела сказать – тебе в нём не стыдно? Ходить в лохмотьях – уважать не будут». Она считает, что отношение к человеку зависит от того, как он одевается.
  • 2 тезис и пример
    Я думаю, что внешний вид, конечно, влияет на наше впечатление о человеке, но вряд ли это главное, за что мы кого-то уважаем. Намного важнее то, как поступает человек. Например, вызывает уважение умение человека помочь в нужный момент. Так, в произведении А.И.Куприна «Чудесный доктор» Пирогов, увидев, что человек, сидящий на скамейке, пребывает в тяжёлом душевном состоянии, не прошёл мимо, а, сев рядом, попытался разговорить его и, узнав о проблеме, сделал всё, чтобы помочь. Вот такие поступки вызывают уважение.

  • Вывод
    Таким образом, чтобы завоевать уважение, нужно быть неравнодушными к чужим проблемам, поддерживать людей в трудный момент и помогать всем, чем можем.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.