Новые тексты 2025
Часть 2

Какое влияние оказывает на человека музыка?
Как проявляется сострадание чужой боли?
Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?

1.Текст Н4

482EC1


(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бе́ргена. (2)Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. (3)Но особенно хороши горные леса около моря.

(4)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (5)Она собирала в корзину еловые шишки.

– (6)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– (7)Дагни, – вполголоса ответила девочка.

(8)Она ответила так не от испуга, а от смущения. (9)Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– (10)Вот беда! – сказал Григ. – (11)Мне нечего тебе подарить. (12)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (13)Слушай, Дагни, я придумал. (14)Я подарю тебе одну интересную вещь. (15)Но только не сейчас, а лет через десять.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. (18)Но такие вещи не дарят маленьким детям. (19)Я делаю подарки для взрослых. (20)Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (21)А теперь давай корзину. (22)Ты её едва тащишь.
(23)Дагни вздохнула. (24)Она протянула Григу корзину, которая действительно была тяжёлая.
(25)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама. (26)Как же ты узнаешь о моём подарке? (27)В Норвегии много девочек с таким именем, как у тебя. (28)Как зовут твоего отца?

– (29)Хагеруп, – ответила Дагни.

«(30)Я напишу музыку, – решил Григ, – на заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни – дочери лесника Хагерупа, когда ей исполнится восемнадцать лет».

(31)В восемнадцать лет Дагни окончила школу. (32)По этому случаю отец отправил её погостить к своей сестре Магде. (33)Однажды тётушка предложила сходить на концерт. (34)Дагни впервые слушала симфоническую музыку. (35)Вдруг ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
(36)Дядюшка и тётушка смотрели на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.

– (37)Что случилось? – спросила Дагни.

– (38)Слушай!

(39)Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

– Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Дагни по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

(40)Сначала она ничего не понимала. (41)Внутри у неё шумела буря. (42)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями переливчатых голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. (43)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. (44)Да, это был её лес, её родина! (45)Её горы, песни рожков, шум её моря!

(46)Так, значит, это был он! (47)Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками.

(48)Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! (49)Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

(50)Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. (51)С каким стремительно бьющимся сердцем она хотела бы побежать к этому человеку и сказать: «Спасибо за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

(По К.Г. Паустовскому*)


* Константин Георгиевич Паустовский (1892‒1968) – известный советский писатель, классик отечественной литературы.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Встретившись с Эдвардом Григом в лесу, маленькая Дагни сразу поняла, что перед ней великий композитор.
2) Эдвард Григ помог Дагни собрать корзину еловых шишек.
3) Повзрослевшая Дагни часто посещала концерты симфонической музыки.
4) Дядюшка и тётушка первыми поняли, что музыка композитора посвящена Дагни.
5) Музыка Эдварда Грига помогла Дагни почувствовать, как прекрасны её родные края.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка помогли автору передать выразительность музыки?».
Работа над сочинением 13.1.

Какие средства языка помогли автору передать выразительность музыки?

  • Вступление
    В центре повествования в тексте К.Г. Паустовского – Дагни, дочка лесника, которой композитор Эдвард Григ посвятил музыкальную пьесу. Автор использует самые разные средства языка, чтобы передать выразительность музыки. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются изобразительно-выразительные средства (олицетворения и риторические восклицания).
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 43 используются олицетворения («Мелодия <…> неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами»), благодаря которым мы понимаем, что чувствовала Дагни, слушая пьесу: музыка взволновала девушку, разбудила её воображение, рисуя картины родных для неё мест.
  • 2 пример и пояснение
    А риторические восклицания в предложениях 44-45 («Да, это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!») позволяют нам почувствовать восторг и счастье главной героини, которые она испытывала, слушая музыкальное произведение.
  • Вывод
    Таким образом, изобразительно-выразительные средства помогают нам почувствовать, насколько яркой, эмоциональной, впечатляющей была  музыка, написанная великим композитором Эдвардом Григом.
Работа над сочинением 13.3.

Какое влияние оказывает на человека музыка?

  • Вступление
    Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную, народную или джазовую. Этот вид искусства способен воздействовать на людей. Какое же влияние оказывает музыка на человека?
  • 1 пример и пояснение
    Во-первых, музыка способна пробуждать в людях чувство прекрасного. Так, в тексте Константина Георгиевича Паустовского девушка Дагни, услышав на концерте пьесу Эдварда Грига, захотела побежать к композитору и сказать: «Спасибо за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек». В этой истории музыка - это незабываемый и замечательный подарок, который помог пробудить в человеке лучшее.
  • 2 пример и пояснение
    Во-вторых, музыка может воздействовать на наше воображение. Так, в рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Старый повар», когда Моцарт заиграл на клавесине, Иоганн Мейер увидел в своём воображении первую встречу с женой Мартой. Именно благодаря музыке герой смог вспомнить такой важный момент в его жизни.
  • Вывод
    Таким образом, музыка способна воздействовать на наш внутренний мир, пробуждать в нас лучшее и рисовать картины в нашем воображении.

2.Н5

45402B

(1)На Кубани стояли дождливые осенние дни. (2)Доро́ги стали почти непроходимыми. (3)Армия отступала, шли бои, но немцы каждый день прорывались в тыл, и госпитали каждый день меняли свои места, откочёвывая всё глубже на юг.

(4)В пять часов вечера у разбитого снарядом сарая остановилась старенькая санитарная летучка – дребезжащая, расшатанная машина с дырявым брезентовым верхом. (5)Из летучки вылезла её хозяйка – военфельдшер Маруся, которую, впрочем, никто в дивизии по имени не называл, а все называли Малышкой. (6)Она и в самом деле была настоящая малышка – семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом и такими маленькими руками и ногами, что, казалось, на них во всей армии не подберёшь ни одной пары перчаток и сапог.

(7)Малышка соскочила с машины и, стараясь придать своему хорошенькому лицу строгое выражение, спросила:

– Где раненые?

(8)Санитар повёл Малышку внутрь сарая. (9)Там на грязной соломе лежали семь тяжелораненых. (10)Малышка вошла, посмотрела, сказала:

– Ну вот, сейчас я вас отвезу, – и потом ещё что-то ласковое, что она всегда говорила раненым.

(11)Лица у всех были бледные, солома местами промокла от крови. (12)Малышка физически, всем телом, вспомнила ту дорогу, которую она только сейчас проделала из медсанбата – двадцать километров страшных рытвин и ухабов – и представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле. (13)Она даже поморщилась, словно от боли, но сейчас же на её лицо вернулась обычная добрая улыбка.

(14)Она с санитаром перенесла тех, кто был ранен в ноги, потом перетащили ещё троих. (15)Теперь в летучке уже не оставалось места, и седьмого некуда было положить. (16)Раненый полусидел у стенки сарая, то и дело впадая в забытьё. (17)Малышка в последний раз вошла в сарай. (18)Этого седьмого приходилось оставить до следующей летучки. (19)Но когда она вошла, он потянулся навстречу. (20)Малышка встретила его взгляд, такой ожидающий, что оказалось невозможным оставить его здесь.

– (21)Вы можете сидеть в кабине? – спросила она.

– (22)Могу, – сказал раненый и снова закрыл глаза.

(23)Малышка вдвоём с санитаром дотащила его до машины и усадила в кабине на своё место.

– (24)А вы, товарищ военфельдшер? – спросил шофёр.

– (25)А я на подножке, – сказала Малышка весело.

(26)Летучка тронулась. (27)На рытвинах она, как утка, переваливаясь с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки. (28)Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины.

(29)К хуторку, где располагался санбат, подъехали уже перед самой темнотой. (30)Малышка подбежала к знакомой хате, но там было пусто.

(31)Она снова стала на подножку, и машина двинулась. (32)До госпиталя осталось ещё двадцать километров. (33)Дорога становилась всё хуже и хуже. (34)Где-то далеко слева виднелись вспышки орудийных выстрелов. (35)Мотор два раза глох, шофёр вылезал и, чертыхаясь, возился с карбюратором. (36)Малышка не слезала. (37)Ветер дул навстречу, и косой дождь заливал лицо и глаза. (38)Ей много раз казалось, что вот-вот она свалится.
(39)Наконец они добрались до места. (40)Малышке почудилось что-то недоброе в той тишине, которая стояла в селе. (41)Она соскочила с машины и побежала к дому, где помещался госпиталь. (42)У машины возились двое красноармейцев.

– (43)Здесь госпиталь? – спросила Малышка.

– (44)Уехал два часа назад. (45)Вот последние медикаменты грузим.

(46)Красноармеец назвал село за сорок километров отсюда.

(47)Малышка подошла к летучке и произнесла:

– Товарищи… (48)Уехал госпиталь, – сказала Малышка упавшим голосом. – (49)Ещё сорок километров до него ехать.

(50)Поте́рпите?

– (51)Дотерпим, – сказал старый казак, – ты вези нас, а мы петь будем.

(52)Малышка стала на подножку, машина тронулась, и сквозь всплески воды и грязи и гудение мотора она услышала, как в кузове сначала один, потом два, потом три голоса затянули песню. (53)Девушка почувствовала, что, наверное, им в самом деле легче оттого, что они поют, и если кто-нибудь из них стонет, то другие не слышат.

(54)Пропев до конца песню, раненые начинали петь её сначала.

(55)Глубокой ночью, когда на окраине станицы санитары вместе с Малышкой подошли к летучке, чтобы наконец
выгрузить раненых, из кузова всё ещё лилась песня…

(56)Малышка заснула, не раздеваясь, в приёмном покое. (57)А шофёр сидел в хате с другими шофёрами и говорил:

– Восемьдесят километров проехали. (58)Ну, Малышка! (59)Одним словом, сестра милосердия.

 (По К.М. Симонову*)

* Константин Михайлович Симонов (1915–1979) ‒ советский писатель, поэт, редактор, журналист, военный корреспондент.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В связи с наступлением немцев госпитали постоянно меняли своё местоположение.
2) Военфельдшера Марусю за маленький рост и юный возраст звали Малышкой.
3) Раненых, за которыми приехала Малышка, быстро и беспрепятственно доставили в госпиталь.
4) Маруся предложила бойцам петь, чтобы время в пути прошло незаметно.
5) Долгая дорога утомила Марусю, и она уснула, не раздеваясь, в приёмном покое госпиталя.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать симпатию героине?».
Пример сочинения 13.2.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ну, Малышка! Одним словом, сестра милосердия».

  • Вступление
    Шофёр, глядя на спящую девушку Марусю, говорит: «Ну, Малышка! Одним словом, сестра милосердия». Эти слова передают восхищение героя поведением девушки во время перевозки раненых. Мы чувствуем, с каким уважением он относится к Марусе, готовой на всё ради помощи солдатам.
  • 1 пример и пояснение
    Когда девушка увидела раненых, она «представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле». Она очень чутко ощущает чужую боль, чужие страдания.
  • 2 пример и пояснение
    А когда девушка поняла, что для седьмого раненого нет места, она «встретила его взгляд, такой ожидающий, что оказалось невозможным оставить его здесь», и посадила его в кабину. Самой ей пришлось ехать на подножке. Маруся больше думает о других, чем о себе.
  • Вывод
    Очень важно быть такими же отзывчивыми, готовыми жертвовать собой людьми, как Малышка, настоящая сестра милосердия.
Пример сочинения 13.3.

Как проявляется сострадание чужой боли?

  • Вступление
    Сострадание... Это очень важное качество человека, необходимое для гармоничных отношений в обществе. Как же проявляется сострадание чужой боли?
  • 1 пример
    Во-первых, человек, искренне переживающий за других, может ощущать чужую боль как свою собственную. Так, в тексте К.М.Симонова военфельдшер Маруся, увидев раненых, которых предстояло перевозить в госпиталь, "физически, всем телом, вспомнила ту дорогу, которую она только сейчас проделала из медсанбата – двадцать километров страшных рытвин и ухабов – и представила себе опять эти толчки и падения уже не на своём теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих на земле". Девушка переживает за солдат и понимает, как тяжело им будет в пути.
  • 2 пример
    Во-вторых, сострадание проявляется в желании помочь. Так, Маруся, увидев взгляд солдата, "такой ожидающий", не смогла оставить его до следующей летучки и предложила ему сесть в кабину на её место, а сама 80 километров ехала на подножке. Ей было очень тяжело: "ветер дул навстречу, и косой дождь заливал лицо и глаза", "ей много раз казалось, что вот-вот она свалится". Маруся не смогла не помочь раненому, хотя ей самой было из-за этого очень непросто.

  • Вывод
    Сострадание проявляется в способности почувствовать боль другого человека и в желании помочь ему в сложной ситуации.

3.Н6

A5B9F0

(1)Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку: при одном упоминании о ней лица у них вытягиваются, и они мрачными голосами говорят:

‒ Только через мой труп!

(2)При чём здесь труп, если речь идёт о верном друге, о дорогом существе, которое сделает жизнь интересней и радостней. (3)Но взрослые говорят:

‒ Даже не мечтай!

(4)Особенно нетерпима к собаке была Жекина мама. (5)И она заявляла в полный голос:

‒ Только через мой труп! (6)Даже не мечтай!

(7)Но кто может запретить человеку мечтать?

(8)И Жека мечтал. (9)Он мечтал, что у него будет собака. (10)Может быть, такса, длинная и чёрная, как головешка, на коротких ножках. (11)Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. (12)Может быть, пудель с завитками, как на воротнике.

(13)В один из дней мама спросила Жеку:

‒ Скоро твой день рождения, что тебе подарить?

(14)Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:

‒ Собаку.

(15)Глаза у мамы округлились.

‒ (16)Собаку? (17)Никогда!

(18)Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка. (19)Жека молча прошёл в комнату, сел на краешек дивана и сказал:

‒ Вот!

(20)Он сказал «вот» тихо, но достаточно твёрдо.

‒ (21)Что это? ‒ спросила мама, хотя прекрасно видела, что это щенок.

‒ (22)Щенок, ‒ ответил Жека.

‒ (23)Сейчас же унеси его прочь!

‒ (24)Человек должен иметь собаку, ‒ отчаянно произнёс Жека и замолчал.

(25)Мама сказала:

‒ Отнеси его туда, откуда принёс.

(26)Она взяла Жеку за плечи и вытолкала за двери вместе со щенком.

(27)Жека потоптался немного перед закрытой дверью и, не зная, что ему теперь делать, сел на ступеньку. (28)Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

(29)Жека решил, что не уйдёт отсюда. (30)Будет сидеть день, два, пока мама не пустит его домой вместе со щенком. (31)Щенок не знал о тяжёлых событиях, которые из-за него происходили в жизни Жеки. (32)Он задремал.
(33)Потом пришёл с работы папа. (34)Он увидел сына, сидящего на ступеньке, и спросил:

‒ Никого нет дома?

(35)Жека покачал головой и показал папе щенка. (36)Папа сел рядом с сыном на холодную ступеньку и стал разглядывать щенка. (37)А Жека наблюдал за папой. (38)Он заметил, что папа довольно сморщил нос и заёрзал на ступеньке. (39)Потом папа стал гладить щенка и причмокивать губами. (40)И Жека почувствовал, что в папе постепенно пробуждается мальчишка. (41)Тот самый мальчишка, который когда-то сам просил собаку, потому что у человека должна быть собака. (42)Жека взглядом звал его себе в союзники. (43)И этот мальчишка, как подобает мальчишке, пришёл на помощь другу.

(44)Папа взял на руки щенка, решительно встал и открыл дверь.

‒ (45)А что если нам в самом деле взять щенка? ‒ спросил он маму. ‒ (46)Щенок-то славный.

(47)Мама сразу заметила, что в папе пробудился мальчишка, и сказала:

‒ Это мальчишество.

‒ (48)Почему же? ‒ не сдавался папа.

‒ (49)Собака ‒ это шерсть, грязь, вонь. (50)Это разгрызенные ботинки и лужи на паркете. (51)Кто будет убирать? ‒ спросила мама.

(52)Папин мальчишка подмигнул Жеке:

‒ Мы!

(53)Их было двое, и они победили. (54)В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец. (55)Он действительно грызёт ботинки и оставляет на паркете лужи. (56)И убирают за ним не папа и не Жека, а мама. (57)Но если вы постучите в дверь и попросите: «Отдайте щенка», то мама первая скажет вам: «Только через мой труп. (58)И не мечтайте».

(59)Потому что это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922‒1995) – советский писатель, сценарист, автор книг для детей и юношества.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Некоторых родителей очень трудно уговорить купить собаку.
2) Жеке купил щенка папа.
3) Мама не хотела заводить собаку, потому что у неё была аллергия на животных.
4) Папа и Жека обещали маме, что будут убирать за собакой.
5) Щенок убедил маму, что верное, ласковое существо обязательно должно быть в семье.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте Ю.Я.Яковлева - мальчик Жека, мечтающий о собаке, и его родители. Автор использует самые разные средства языка, чтобы передать живую разговорную речь героев. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства лексики и синтаксиса.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 5 используется фразеологизм («Только через мой труп!»), позволяющий нам ощутить непринуждённость обстановки, в которой он был произнесён. Благодаря этому фразеологизму мы понимаем, что мама очень не хочет заводить собаку.

  • 2 пример и пояснение
    А реплика мамы из предложения 17 («Никогда!»), являясь восклицательным неполным предложением, что характерно именно для разговорной речи, помогает нам почувствовать, как сильно не нравится маме просьба сына подарить ему на День рождения собаку.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в речи персонажей, чтобы лучше понять авторский замысел.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.