Занятие 9

1.Изложение 10

Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии «дружба»? Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.

Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.

Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. (204 слова)


2.Орфография

Функция Ь

Обозначает мягкость предшествующего согласного

мол - моль

кол - Коль

Разделительный Ь
Перед буквами Е, Ё, Ю,Я, И

подьячий

солью

Ь после шипящих/
для обозначения грамматических форм

рожь

пишешь

3.Синтаксис. Причастные и деепричастные обороты

Причастный оборот
Деепричастный оборот
Вопрос
Какой?
Что делающий?
Что делавший? и др
Как?
Что делая?
Что сделав?
Член предложения
Определение
Обстоятельство
Ошибки
  • 1 В предложении нет оборота

    Причастный или деепричастный оборот - это причастие с зависимыми словами. А в предложении есть только одиночное причастие или деепричастие.
  • Пример

    Предложение
    Звучат работающие машины, движущийся транспорт.

    Утверждение
    Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  • 2 Причастный оборот назван деепричастным

    В первую очередь ориентируемся по вопросу. Причастие - вопрос КАКОЙ?, а деепричастие - ЧТО ДЕЛАЯ?, ЧТО СДЕЛАВ?
  • Пример

    Предложение
    Плавясь при температуре 8о С, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

    Утверждение
    Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  • 3 Деепричастный оборот назван причастным

    В первую очередь ориентируемся по вопросу. Причастие - вопрос КАКОЙ?, а деепричастие - ЧТО ДЕЛАЯ?, ЧТО СДЕЛАВ?
  • Пример

    Предложение
    Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка.

    Утверждение
    Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды.

Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате; точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях.

Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела.

4.Сочинение-рассуждение 13.3.

(1)Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас. (2)Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели. (3)Или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! (4)Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.

(5)Я высказался в этом смысле дома, но мать, удивлённо посмотрев на меня, сказала:

— Экий ты, оказывается, ещё маленький!.. (6)Иди вон на огороде славу зарабатывай… (7)Пашка заметил:

— Почему это матери, как правило, детей любят…(8)Любят, а не понимают? (9)Вот раньше было: «Благословляю тебя, сын мой, на подвиг…» (10)А тут — на огород!..

(11)Пашка хочет быть как Циолковский. (12)Он всегда что-нибудь изобретает. (13)Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. (14)Машина, правда, сама воду наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в колоду.

(15)Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. (16)Но однажды Пашкин отец в сумерки наступил на рычаг и его окатило с головы до пят. (17)Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал.

(18)У меня нет пристрастия к технике — мне больше нравится читать. (19)Но все книги, какие я мог достать, уже читаны-перечитаны, и я попробовал написать свою.

(20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу. (21)Вывел на обложке: «Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».

(23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в…» — начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся.

— (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе — вот и вся история. (30)История деревни осталась ненаписанной, но там меня теперь зовут не иначе как Колька-летописец… (31)Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем.

(По Н.И. Дубову*)

* Николай Иванович Дубов (1910−1983) — русский советский писатель. Автор пьес «У порога», «Наступает утро», повестей «На краю земли», «Огни на реке», «Небо с овчинку» и др., романа «Горе одному». В основном его произведения освещают острые проблемы, переломные события в жизни молодого человека.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пашка всегда что-то изобретал, пытался понять неизведанное.
2) Родители считали ребят способными только к детским играм.
3) Родители не разделяли стремления ребят совершить что-нибудь великое — такое, что могло бы их по- настоящему прославить.
4) Дед Савва помог рассказчику в написании истории деревни.
5) Герой-рассказчик написал полную историю деревни Тыжи.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В каких целях автор использовал глаголы в разных формах наклонения?».

План

Вступление

1) Проблемный вопрос

2) Ответ на вопрос/тезис

Основная часть

1 пример

1) Ответ на вопрос

2) Пример из текста

3) Вывод

2 пример

1) Переход

2) Ответ на вопрос

3) Пример из жизни или из текста

4) Вывод

Вывод

Общий вывод, связанный с проблемой.

Как можно прославиться?

  • Вступление
    Как можно прославиться? Некоторые люди часто задают себе этот вопрос и мечтают стать известными. Для достижения этой цели им нужно совершить что-то исключительное, что-то, что выделит их из миллионов таких же людей и заставит обратить на них внимание.
  • 1 тезис и пример
    Очень многие люди прославились благодаря своим изобретениям. Именно таким способом захотел добиться известности Пашка, герой текста Н.И.Дубова. Мальчик построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы, однако это было не очень удачное изобретение.

  • 2 тезис и пример
    Вот Илон Маск добился лучших результатов. Уже в 12 лет он создал свою первую видеоигру на языке BASIC под названием Blastar за 500 долларов. Вырученные от продажи игры деньги он вложил в акции фармацевтической компании, за которой следил в газетах. А сейчас Илон Маск – самый богатый человек на планете, о нём знает весь мир.

    ИЛИ

    Вот известный русский изобретатель Иван Кулибин добился лучших результатов. Так, в 1793 году его лифт с винтовым механизмом был установлен в Зимнем дворце. Благодаря своим изобретениям он стал известен во всём мире.


  • Вывод
    Не каждый может изобрести что-то новое, однако существует множество других способов прославиться.

Самостоятельная работа (текст 59)

– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…

– (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…

– (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.

– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.

– (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?

– (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда на главный конкурс…

– (16)Вот именно!

– (17)Мы стали выбирать, а они все хором: «Алёну! (18)Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…

(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза. (22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров. (24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.

– (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!

– (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.

– (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.

– (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.

– (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева!

– (43)Все сразу попа́дают и дадут ей первое место!

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

– Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (49)Ну, пожалуйста. (50)Мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– Думаешь, я без них не справлюсь? (53)Очень надо! (54)Справлюсь и без них! (55)Вот увидите.

(56)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

(По Т.В. Михеевой*)


* Тамара Витальевна Михеева(род. в 1979 г.) – современная писательница, лауреат литературных премий.


№13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.