Занятие 7

1.Изложение 35

Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной?


Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.


Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами. (190 слов)


2.Правописание Н/НН

3.Синтаксис. Неполные предложения

4.Сочинение-рассуждение 13.3.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.3)

Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:

  • если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;
  • если сочинение написано на основе вопроса, отличного от вопроса в задании 13.3 выполняемого варианта;
  • если в сочинении менее 70 слов.

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С3К1–С3К4 - 7 баллов

Наличие обоснованного ответа
1 - Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения

0 - Экзаменуемый дал необоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения,
или
экзаменуемый не ответил на вопрос, сформулированный в теме сочинения

Композиция
Важно понимать, что композиция сочинения 13.3 достаточно гибкая и зависит от того, какой пример из текста мы можем привести.

Общий тезис - ответ на вопрос - может прозвучать как во вступлении, так и в выводе.

Может быть один тезис, а может быть три (один общий, другие - конкретизирующие).

Следите за тем, чтобы обязательно позвучал ответ, а примеры его доказывали.

План 1

Вступление

1) Проблемный вопрос

2) Ответ на вопрос/тезис

Основная часть

1 пример

1) Ответ на вопрос

2) Пример из текста

3) Вывод


Или

Пример из текста, подтверждающий тезис


2 пример

1) Переход

2) Ответ на вопрос

3) Пример из жизни или из текста

4) Вывод


Или пример из текста или из жизненного опыта, подтверждающий тезис вступления

Вывод

Общий вывод, связанный с проблемой.

План 2

Вступление

Подвести к проблемному вопросу.


Например:

Каждому из нас очень хотелось бы, чтобы нас уважали, ведь так приятно знать, что к тебе хорошо относятся. Как же можно завоевать уважение?

Основная часть

1 пример

1) Ответ на вопрос

2) Пример из текста

3) Вывод

2 пример

1) Переход

2) Ответ на вопрос

3) Пример из жизни или из текста

4) Вывод

Вывод

Общий вывод, связанный с проблемой.

Образец

Текст 1. Что может разрушить дружбу?

Вступление

Что может разрушить дружбу? Дружба - это особые отношения между людьми, основанные на доверии, понимании, взаимовыручке, поддержке и общих интересах. Разрушить дружбу может предательство, обман, недопонимание.

Основная часть

Друзья могут поссориться из-за эгоизма. Так, в тексте Ю.М.Нагибина герой-рассказчик сказал учителю, что не выучил стихотворение из-за Павлика. Он не подумал в этот момент о друге, а переживал только о том, как самому оправдаться перед учителем. Неудивительно, что Павлик больше не захотел с ним дружить.


Я думаю, что и Павлик в этой истории поступил не как настоящий друг. Очень важно уметь прощать. Если бы ребята обсудили случившееся, уверен, что они поняли бы друг друга и смогли дальше общаться. Герой-рассказчик ведь всегда был хорошим другом. Каждый может совершить ошибку.

Вывод

Очень важно беречь дружбу и стараться всегда в первую очередь думать о других.



Текст 2. Каким должен быть настоящий друг?

Вступление

Каждый из нас мечтает о настоящем друге. Но, к сожалению, найти такого человека не так просто. Настоящий друг должен быть внимательным, отзывчивым, доброжелательным.

Основная часть

Очень важно, чтобы друг тебя поддерживал и был готов защитить в трудную минуту. Так, в тексте Н.А.Татаринцева Игорь Елисеев, когда понял, что его друг Петя Васильев не собирается сбегать с урока вместе с классом, остался с ним, не побоявшись реакции ребят. Его поддержка, конечно, была важна для Пети.



О том, что Игорь – настоящий друг, говорит и то, что он сразу понял, почему Петя не хочет уходить с урока. Так здорово, когда рядом есть человек, которому не надо объяснять свои поступки, он сам всё поймёт.

Вывод

Очень важно найти такого близкого человека, на которого можно положиться в сложных ситуациях, который поймёт и поддержит.

Дружба

В чём основа настоящей дружбы?
Основа настоящей дружбы во взаимопонимании и взаимной поддержке.

Что может разрушить дружбу?
Дружбу может разрушить предательство, обман, равнодушие, недопонимание.
Каким должен быть настоящий друг?
Настоящий друг должен быть внимательным, отзывчивым, доброжелательным.
Кого можно назвать настоящим другом?
Настоящим другом можно назвать того, на кого можно положиться в трудную минуту, кому можно доверить самое сокровенное.

Самостоятельная работа (текст 5)

Задание
1) Дать ответ на вопрос (тезис)
2) Привести пример из текста
3) Сделать вывод
Что может разрушить дружбу?
(1)Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова, которого наш учитель задержал в классе. (2)Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.

(3)Во-первых, это было бы похоже на предательство. (4)Да и всё без Ваньки не имело бы смысла: без него речка — не речка, лес — не лес, сады — не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова! (5)Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. (6)Как ни старался, я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест и поднимали переполошный, панический крик. (7)Ванька успокаивал: «Ничего, Миш, научишься и ты». (8)Мне многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что-то получалось. (9)Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую, упругую массу в нашем селе.

(10)И вот, наконец, его лицо показалось в дверях школы. (11)Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу. (12)И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

 — (13)Ты… ты за что меня, Ванька?! — возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. — (14)За что-о-о?!

— (15)А ты… ты за что?! — в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.

(16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием.
(17)Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу. (18)Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку — вот только непонятно почему. (19)Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20)Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

(21)…Всё очевиднее становились последствия нашей размолвки. (22)Что-то тесновато стало на душе. (23)Утраты и потери становились всё ощутимее. (24)Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. (25)Всё утратило свою привлекательность без друга.

(26)От многого приходилось отказываться. (27)От многого такого, что было бесконечно дорого сердцу, что откладывается в памяти на всю жизнь тёплыми и светлыми зёрнами и прорастает, расцветая время от времени на лице такою же тёплой и светлой улыбкой даже в минуты совсем не светлые. (28)И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю.

(По М.Н. Алексееву*)


*Михаил Николаевич Алексеев (1918-2007) — советский и российский писатель, журналист.


Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.