Занятие 3

1.Изложение 5

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.


Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника - человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не оскорбляя его самолюбие.


Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий - следить за спором, который ведётся умелыми и умными противниками. (185 слов)

2.Правописание гласных в корне

3.Синтаксис. Сложное предложение

Сложные предложения с разными видами связи

4.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Какие средства помогают передать отношение...

Тезис
Автор использовал разные средства языка, чтобы...
Темы
Какие средства языка помогли автору передать выразительность музыки?
Какие средства языка использовал автор, чтобы описать голландский рыбачий посёлок, его обитателей и окрестности?
Какие средства языка помогли автору создать мир фантазий рассказчика?
Какие средства языка использовал автор для создания ночного пейзажа?
Какие средства языка использует автор, чтобы передать внутреннее состояние Серёжи?
Какие средства языка использовал автор, чтобы передать чувства первоклассника Толи?
Какими средствами языка автор передал отношение героев к книгам?
С помощью каких средств языка автор передал эмоциональное состояние Вити?
Какие средства языка использовал автор, чтобы описать астры?
Какие средства языка использовал автор для характеристики героев текста?

План-шаблон

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - имя героя/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использовал разные средства языка, чтобы … (списать из темы).


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... средства грамматики (средства морфологии, средства синтакисиса), изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения и др.), средства пунктуации, средства лексики.

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - имя героя/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использовал разные средства языка, чтобы … (списать из темы).


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... средства грамматики (средства морфологии, средства синтакисиса), изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения и др.), средства пунктуации, средства лексики.

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Средства

Лексика

  • Эмоционально-оценочная лексика
  • Фразеологизмы

Синтаксис

  • Обращения

Морфемика

  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Изобразительно-выразительные средства языка

  • Сравнения
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Риторическое восклицание
  • Риторический вопрос

1.Текст 25

(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову — за ум и отличные успехи.

(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради пятёрки говорить столько, сколько тянуло на эту самую пятёрку. (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась — злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.

(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.

(20)Конечно, пятёрка!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

— Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (22)У меня вопрос. (23)Кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

(25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой:

— Наталья! (26)Хочешь одну вещь покажу?

— (27)Покажи! — удивилась Лоскутикова.

(28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.

— (30)Наталья, лебеди у меня там, — признался Сергей, — на озере лёд, погибнуть они могут. (31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.

— (32)Тут вода! — поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

— (35)Это и есть белые лебеди?! — усмехнулась Лоскутикова.

— (36)Самые настоящие, — погордился Серый.

— (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!

(39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…

(По В.А. Бахревскому*)


*Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) — советский и российский писатель, поэт, классик детской литературы.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Учителя не считали Сергея способным.
2)Сергей не любил Наталью Лоскутикову, потому что пятёрки к ней липли, как мухи на сладкое.
3)В подвале жили лебеди, которых Сергей спас от гибели.
4)Сергей разочаровался в Наталье, которая продемонстрировала своё равнодушие к живым существам.
5)Лоскутикова ничего не знала о жизни лебедей в зимний период.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использует автор, чтобы показать отношение Серого к Наталье Лоскутиковой?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте В.А.Бахревского – Серёжа и Наталья Лоскутикова . Автор использует самые разные средства языка, чтобы мы поняли, как меняется отношение мальчика к однокласснице. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются эпитеты.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 14, описывая, какими были, с точки зрения Сергея, глаза у Натальи, автор использует эпитет «небесной» (радости), позволяющий нам почувствовать, как сильно нравится эта девочка герою.
  • 2 пример и пояснение
    А эпитет "недоумённо" из предложения 40 помогает нам понять, что Серёжа разочаровался в Наталье. Он удивлён тем, как она отреагировала на птиц, ему её отношение к бедным лебедям не понравилось.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в произведении, чтобы лучше понять героя.

2.Текст 60 (отрывок)

(1)Летом море было для нас ежедневным праздником. (2)Бывало, только выйдем с ребятами со двора, а уж какое-то радостное волнение окрыляет шаги — быстрей, быстрей! (3)Через весь город бежали на свидание с морем. (4)Огромное и неожиданное, оно врывалось в глаза и обдавало стойкой солёной свежестью. (5)Обычно не хватало терпения дойти до него, и мы сбегали по крутой тропинке на берег и, не успев притормозить, летели в тёплую, ласковую воду.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать отношение рассказчика к морю?».

3.Текст 71

Самостоятельная работа

(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый том Пушкина. (3)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видал.

— (4)Давай почитаем! — торопился Вовка.

(5)Как мы читали Пушкина! (6)Первый раз — самостоятельно, без руководства взрослых, пусть даже очень хороших и мудрых. (7)Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, который зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги.

(8)И вот мы пьём медленно, без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна. (9)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

(10)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
(11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели волшебные странные речи, понятные только нам, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. (12)Ну, например, я спрашивал своего друга:

— Как ты вчера до дому довлачился? (13)В обитель дальнюю? (14)А Вовка отвечал:

— Поздно уже прикандыбал. (15)Почти пред ясным восходом зари.

(16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень. (17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, что это мы так по-дурацки шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, но мы ведь переговаривались негромко, говоря друг дружке свои замечательные тирады, и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали.

(18)Лишь однажды Вовка сорвался.

(19)Так уж выходило, что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он вдруг сжал кулак и крикнул:

— Вострепещи, тиран! (20)Уж близок час паденья!

(21)Это было в начале последнего урока. (22)Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.
(23)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд. (24)Вот Вовка и не выдержал.

(25)Все засмеялись его необыкновенным словам — все, кроме меня и Анны Николаевны. (26)Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед, пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, лез зачем-то в портфель.

— (27)М-мда! — задумчиво произнесла Анна Николаевна. (28)После небольшой паузы она сказала:

— Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

(По А.А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Читая первый раз стихи Пушкина, друзья не могли ощутить радость познания неизвестных доселе слов и чувств.
2)Смех одноклассников развеселил Вовку и Анну Николаевну.
3)Успехи наших войск на фронтах вселили в душу мальчика надежду, что час расплаты для врага близок.
4)Радость от познания стихов Пушкина переполняла Вовку, он не мог пережить этот восторг в одиночку и именно поэтому продекламировал стихи Пушкина на уроке.
5)Анна Николаевна предложила провести в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какими средствами языка автор передал отношение героев к книгам?».

5.Тест

Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.