Занятие 2

1.Изложение 32

Какие предложения являются САМЫМИ важными?
1) Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. 2) Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. 3) Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.


4) Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. 5)  Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. 6) Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. 7) Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

8) Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. 9) Ты обнаружишь свои особенности и таланты. 10) Надо только изучать. 11) И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. 12) Ты найдёшь свой жизненный путь. 13) Единственный способ стать искренним - это познавать себя.

2.Правописание приставок

3.Типы сложных предложений

Сложные предложения
Союзные
[гр.основа], союз [гр.основа].
(союз гр.основа), [гр.основа].
(союзное слово гр.основа), [гр.основа].
Бессоюзные
[гр.основа], [гр.основа].
[гр.основа]: [гр.основа].
[гр.основа]- [гр.основа].
Союзные предложения
Сложносочинённые
[гр.основа], союз [гр.основа].

Сложноподчинённые
(союз гр.основа), [гр.основа].
(союзное слово гр.основа), [гр.основа].
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
соединительные: и; да (в значении и); ни... ни; и... и; не только.... но и; как..., так и
временные: когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.
противительные: а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но), же и др.
причинные: потому что, оттого что, из-за того что, в силу того что, вследствие того что, так как, поскольку, ибо и др.
разделительные: или; либо; то..., то; не то..., не то; или... или и др.
целевые: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др.
присоединительные: да, да и, тоже, также
условные: если, раз, ежели, коли и др.
пояснительные: то есть, а именно
уступительные: хотя; несмотря на то, что; пускай и др.
сравнительные: как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.
следственные: так что; ПОЭТОМУ - наречие!! не союз
изъяснительные: что, чтобы, будто и др.

Сложные предложения с разными видами связи

4.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Какие средства использует автор... ?

1

Какие средства языка помогли автору создать мир фантазий рассказчика?

2

Какие средства языка использовал автор, чтобы описать рисунки юных художников?

3

Какие средства языка использовал автор, чтобы создать картины природы?

4

Какие средства языка помогли автору передать внутреннее состояние Динки?

Средства

Морфология

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол
  • Наречие
  • Категория состояния
  • Частицы и др.

Синтаксис

  • Восклицательные предложения
  • Сложноподчинённые предложения
  • Обращения
  • Определение
  • Обстоятельство
  • Подлежащее
  • Сказуемое и др.

Пунктуация

  • Многоточие
  • Восклицательный знак
  • Вопросительный знак
  • Тире
  • Двоеточие
  • Запятая
  • Кавычки

Лексика

  • Синонимы
  • Антонимы
  • Разговорные и просторечные слова
  • Фразеологизмы
  • Эмоционально-оценочная лексика и др.

Изобразительно-выразительные средства языка

  • Метафора
  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение и др.

Графика

  • Использование только заглавных букв в написании
  • Подчёркивание слов
  • Выделение жирным шрифтом и др.

План-шаблон

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - имя героя/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использовал разные средства языка, чтобы … (списать из темы).


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... средства грамматики (средства морфологии, средства синтакисиса), изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения и др.), средства пунктуации, средства лексики.

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - имя героя/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использовал разные средства языка, чтобы … (списать из темы).


3) На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются ... средства грамматики (средства морфологии, средства синтакисиса), изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения и др.), средства пунктуации, средства лексики.

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы передать...

ИЛИ

Так, в предложении №... используется термин «пример», чтобы читатель почувствовал/понял/представил...

2 пример

А термин «пример» из предложения №.. помогает нам понять/представить/почувствовать...

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Текст 17

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» — и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

— (21)Ну, что мне с тобой делать? — почти со слезами спросила женщина. (22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..

(По М.А. Чванову*)


*Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) — российский писатель, публицист, директор мемориального дома- музея С. Т. Аксакова.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина.
2)Прохожие жалели собаку, искали её хозяина.
3)Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой.
4)Женщина давно мечтала о собаке.
5)Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использует автор для создания образа бездомной собаки?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте М.А.Чванова – несчастная бездомная собака. Автор использовал самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе это животное. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства грамматики.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложениях 1,2 используются прилагательные «худая», «бездомная», «больная», чтобы читатель почувствовал, как плохо собаке. В нашем воображении появляется измождённое животное, скучающее по заботе и ласке.
  • 2 пример и пояснение
    А наречия «равнодушно», «заискивающе» из предложения 3 помогают нам понять, что собака выбирает себе хозяина. Не каждый человек привлекает её внимание, она ищет того единственного, который о ней позаботится.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Текст 92

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: «Ясно… (5)Решил отдохнуть!» (6)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что, мамочка с папочкой потрудились?»

(7)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям сами по себе. (8)Только за его счёт. (9)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…

(10)Трудно было отыскать людей, более непохожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (11)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (12)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (13)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню. (14)Тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:

— Как пишется «в течение»? (17)Слитно или раздельно? (18)Ему отвечали.

— (19)Одна ошибочка есть! — говорил он и загибал палец. — (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

— Ну, коне-е-чно! (23)Сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

— Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь делать? (27)На второй год оставаться?

— (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, случилось непредвиденное. (34)Появился Ваня Белов и сказал:

— Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

— Ну что… (42)Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным?

— (43)Мало ли что бывает! — ответил он. — (44)Из-за этого всем не верить?

(По А.Г. Алексину*)

*Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Сеня Голубкин болезненно переживал чужие успехи, считая, что любые удачи приходят к людям за его счёт.
2)Ваня Белов и Сеня Голубкин ещё с начальной школы были друзьями и всегда помогали друг другу.
3)За написание «районного» диктанта на двойку Сене Голубкину грозило второгодничество.
4)Ваня Белов взял на себя вину за кражу тетрадей.
5)После случая с тетрадями Сеня Голубкин проникся уважением к Белову.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания образа Сени Голубкина?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление
    В центре повествования в тексте А.Г.Алексина – школьник Сеня Голубкин. Автор использовал самые разные средства языка, чтобы мы лучше представили себе этого мальчика. На мой взгляд, наиболее важными для решения этой задачи являются средства грамматики.
  • 1 пример и пояснение
    Так, в предложении 1 используется наречие «болезненно», чтобы читатель почувствовал, как страдал Сеня, когда кто-то добивался успеха.
  • 2 пример и пояснение
    А существительное «зависть» из предложения 9 помогает нам понять, что именно беспокоило мальчика и мешало ему жить: он мучился из-за чужих достижений, его раздражали победы других.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие средства языка используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Текст 43

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

— (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М. Агееву*)


*Михаил Агеев (настоящее имя — Марк Лазаревич Леви, 1898-1973) — русский советский писатель.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется», поэтому он оглянулся и посмотрел на неё.
2)На большой перемене учеников всегда выпускали во двор, какая бы погода ни была в это время.
3)Увидев мать во дворе школы, герой-рассказчик хотел незаметно проскочить мимо, стыдясь её из-за внешнего вида.
4)Подошедшим одноклассникам герой-рассказчик вынужден был признаться, что эта жалкая старая женщина — его мать.
5)Боль, которая обожгла сердце героя-рассказчика, длилась недолго, какое-то мгновение.

Сочинение

Задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для создания образа матери рассказчика?».
5.Тест
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.