Занятие 13

Орфография. Повторение
Синтаксис
Способы цитирования
Самостоятельная работа

Орфография. Повторение

ОГЭ Орфография 7.1.2.
Перейти
ОГЭ 7.3.4.
Перейти
Перейти

Синтаксис

ОГЭ-2 Грамматическая основа 3
Перейти
ОГЭ 2 Анализ основ 3
Перейти
ОГЭ 3. Количество основ 3
Перейти
ОГЭ - 3.3 Односоставные и двусоставные предложения 3
Перейти

Способы цитирования

1.Цитата в виде прямой речи
  • Текст передаётся без изменений.
  • При пропуске слов используем МНОГОТОЧИЕ.
  • Пропуск одного или нескольких предложений обозначается многоточием в угловых скобках <…>.
  • Знаки препинания ставятся в соответствии с правилами расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
  • После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.)
Слова автора (А) перед цитатой (Ц)

А: „Ц”.

А: ...ц.

А: „Ц?”

А: „Ц!”

Слова автора (А) после цитаты (Ц)

„Ц”, — а.

...Ц, а.

„Ц!” — а.

„Ц?” — а.

Слова автора (А) разрывают цитату (Ц)

„Ц, — а. —Ц”.

„Ц, — а, — ц”.

„Ц! — а. — Ц”.

„Ц? — а. — Ц”.

„Ц? — а и а: — Ц". и др.

Цитата (Ц) разрывает слова автора (А)

А: „Ц”, а.

А: „Ц!” — а.

А: „Ц?” — а.

Узнав, почему собака воет, Валерка сразу предложил свою помощь: „Я прихожу из школы в два часа... Я бы мог гулять с ней после школы!”

+ Почему нельзя поставить цитату перед словами автора?
2.Цитата в виде косвенной речи
  • В кавычки берём только тот текст, который передаётся без изменений.
  • Заглавная буква в цитате не используется.
  • Форму слов можно менять.
  • 1 пример
    Узнав, почему собака воет, Валерка сказал, что „приходит из школы в два часа”, и предложил погулять с Янкой.
    2 пример
    Автор говорит, что мальчик „даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги”.
3.Введение цитаты с помощью вводных конструкций
  • В кавычки берём только тот текст, который передаётся без изменений.
  • Заглавная буква в цитате не используется.
  • Форму слов можно менять.
  • Используем конструкции: по словам..., как отмечает..., как утверждает..., по мнению... и др.
  • 1 пример
    По словам Юры, собака „каждый день воет” „до пяти часов", а „в пять перестаёт”.
    2 пример
    По мнению Молчанова, „собаки не ошибаются”.
4.Встраивание цитаты в собственный текст "напрямую"
  • Грамматику цитаты подстраиваем под наше предложение.
  • Нельзя списать предложение целиком, просто заключив его в кавычки.
  • 1 пример
    Когда открылась дверь, „откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги”.
    2 пример
    Янка с чужими „не особенно любезна”, а к мальчику проявила неожиданную доброжелательность.
5.Введение цитаты с помощью скобок
  • Текст передаётся без изменений.
  • Заглавная буква сохраняется.
  • 1 пример
    Из слов Юры („Она каждый день воет. До пяти часов. В пять перестаёт”) мы узнаём, что собака уже не первый день страдает.
    2 пример
    Собака проявила к мальчику неожиданную доброжелательность („Янка с чужими... не особенно любезна”).

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.
(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
— (4)Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. — (5)Собака у соседа!
— (6)Почему же она воет?
(7)Откуда я знаю? (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
— (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос.(21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
— (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не особенно любезна. (25)А к тебе — вон как! (26)Заходи.
— (27)Я на минутку, по делу. (28)Человек сразу стал серьёзным.
—(29)По делу? (30)Слушаю.
— (31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями.
(33)Человек погрустнел.
— (34)Так... (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?
— (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
— (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
(43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы!
(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.
— (46)Держи.
(47)Пришло время удивляться Валерке.
— (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
—(49)Ох, извини, пожалуйста, — мужчина протянул руку. — (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.
— (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», — с достоинством ответил мальчишка.
— (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?
(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.
— (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... — бурчал себе под нос инженер Молчанов.

(По С.Г. Георгиеву*)


*Сергей Георгиевич Георгиев (род. в 1954 г.) — современный российский детский писатель, лауреат литературных премий.

Самостоятельная работа

  • Задание

    Запишите выделенное предложение, используя три разных способа цитирования

    Способы цитирования
    • Цитата в виде прямой речи.
    • Цитата в виде косвенной речи.
    • Введение цитаты с помощью вводных конструкций.
    • Встраивание цитаты в собственный текст "напрямую".
    • Введение цитаты с помощью скобок.
  • Текст 31

    (17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
    — Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы,а пошёл в наступление! (20)Решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

    (22)Вот до чего доводит любовь!
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok