Занятие 10

1.Изложение 25

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (143 слова)

2.Орфография

О/Е/Ё после шипящих и Ц

В корне

Если Ё//Е, пишем Ё

(чёрный - чернеть)

Если нет чередования, пишем О

(шорох)



После Ц пишем О под ударением

В суффиксе или окончании

О - под ударением

Е - без ударения


Исключения

➀ глаголы и слова, образованные от глаголов (печёт, сгущёнка, сбережённый)

➁ суффикс -ЁР- (дирижёр, стажёр),

➂ наречие ЕЩЁ,

➃ местоимения О ЧЁМ, ЧЬЁ и др.

3.Пунктуация. Причастные и деепричастные обороты

Причастный оборот
Деепричастный оборот
Вопрос
Какой?
Что делающий?
Что делавший? и др
Как?
Что делая?
Что сделав?
Член предложения
Определение
Обстоятельство
Обособление
После определяемого слова
В любой позиции
Это неудивительно, так как повсюду (1) утрамбованные свирепыми северными буранами (2) снежные поля и обширные склоны Хибин.

Город Кировск (1) расположенный в центре горного массива Хибины (2) знаменит не только крупнейшими залежами апатитов, но и самым известным российским горнолыжным курортом.

Каким бы ни был круг ваших интересов (1) оказавшись в этих краях (2) Вы почувствуете себя как дома.

4.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (13.1)

Какую роль в тексте играют пунктуационные знаки завершения предложения?

Знаки завершения предложения

Точка

  • Завершённость высказывания

Восклицательный знак

1) Побеждение к действию


2) Эмоции:

  • возмущение
  • гнев
  • испуг
  • радость
  • восхищение
  • восторг и др.

Вопросительный знак

1) Выражение прямого вопроса


2) Риторический вопрос


3) Эмоции:

  • Удивление
  • Недоумение
  • Разочарование
  • Сомнение

Многоточие

1) Незаконченность высказывания


2) Пауза


3) Эмоции:

  • волнение
  • растерянность

План-шаблон

Вступление

1) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует разные знаки завершения предложения, чтобы не только показать, что мысль закончена, но и лучше передать внутренний мир героев.


3) Докажу эту мысль на примере ... (многоточия, восклицательного знака, вопросительного знака, точки...)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин, позволяющее нам почувствовать...


2 пример

А термин в конце предложения №... помогает нам понять, что..

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие пунктуационные знаки завершения предложения используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Вступление

) В центре повествования в тексте И.О.ФАМИЛИЯ - образ/встреча/поступок/диалог...


2) Автор использует разные знаки завершения предложения, чтобы не только показать, что мысль закончена, но и лучше передать внутренний мир героев.


3) Докажу эту мысль на примере ... (многоточия, восклицательного знака, вопросительного знака, точки...)

Основная часть

1 пример

Так, в предложении №... используется термин, позволяющее нам почувствовать...


2 пример

А термин в конце предложения №... помогает нам понять, что..

Вывод

Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие пунктуационные знаки завершения предложения используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Текст 51

— (1)Я вам сейчас покажу великих мастеров, — сказал Пётр Петрович. (2)Он взял с полки альбом.

— (3)Попал я с фронта в Ленинград. (4)Нева во льду. (5)Метель метёт. (6)Блокада. (7)Иду я по Неве к Академии художеств. (8)Захожу в вестибюль. (9)Печурка. (10)Сидят люди, греются. (11)Худые, бледные лица. (12)Я говорю:

— Хочется мне повидать своего учителя Осьмёркина. (13)Я у него до войны учился.

— (14)Повидать его можно. (15)Только он недавно в Эрмитаж ушёл.

— (15)Бросьте шутки шутить, какой тут может быть Эрмитаж! (16)Кругом голод и холод. (17)Мне спокойно отвечают:

— (18)Он очень любит великих мастеров смотреть. (19)Вы его ещё дого́ните. (20)Он медленно ходит. (21)Догоняю его.
(22)Еле-еле с палочкой идёт мой учитель по широкой набережной. (23)Снег вокруг метёт что есть силы. (24)И шарф его, помню, по ветру трепещет… (25)Вгляделся он в меня и говорит: «Петечка, ты? (26)Очень рад, что я тебя встретил. (27)Мы сейчас с тобой великих мастеров пойдём смотреть…»

(28)Пётр Петрович ходил из угла в угол.

(29)Мы рассматривали альбом с великими мастерами. (30)Пётр Петрович говорил:

— Рембрандт! (31)Запомните это имя! (32)Эти руки старухи, целая жизнь человека в этих руках! (33)Такие руки мог написать только Рембрандт! (34)Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…
(35)Рембрандт стар. (36)Но он помнит те времена: толпится знать Амстердама в его мастерской, гогочут и возмущаются: не нравится им, как Рембрандт их изобразил! (37)Художник видел их такими, какие они на самом деле. (38)Скандал! (39)Тычут в картину палками… (40)Он не стал свою картину исправлять, не стал… (41)Вот почему старик Рембрандт улыбается.

(42)Делакруа́! (43)Чистый цвет! (44)Романтика!.. (45)"Охота на льва", «Дерущиеся лошади», «Марокканская фантазия» — несутся всадники на фоне гор… (46)Лодка в бушующем море… (47)У этого человека было солнце в голове и буря в сердце! (48)Запомните это имя!

(49)Рафаэль! (50)Гениально: линии поют… (51)Благородство, человечность, красота… (52)Кстати, сравните «Мадонну Сикстинскую» вот с этой, другого художника… (53)Всё не то! (54)Не то! (55)В том-то всё и дело… (56)Хотя и тут всё правильно нарисовано… (57)Такие сравнения полезны, они вносят ясность. (58)Ведь всё относительно, но Рафаэль — вершина, а к вершине нужно стремиться!

(59)Запомните это имя! (60)Тинторе́тто! (61)Удивительно! (62)Потрясающе! (63)Когда Суриков был в Венеции, он там увидел холсты Тинторетто. «(64)Я слышу свист мантий!» — воскликнул Суриков. (65)Высочайшее мастерство… (66)Всё в холсте словно движется… (67)Всё как будто просто… (68)Кажется, вот возьмёшь кисть — и сам напишешь точно так же, до того всё кажется просто! (69)Написано сердцем, вот в чём дело! (70)И начинаешь верить, глядя на Тинторетто, что когда-нибудь сам возьмёшь и напишешь вот так, как захочешь… (71)Гений не подавляет. (72)Он вливает в тебя бодрость духа, это удивительно!

(73)Рублёв! (74)Запомните это имя!!!

(75)Пётр Петрович говорил откуда-то из угла комнаты, будто он говорил сам себе. (76)Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо. (77)Картины были замечательные, это верно. (78)Но я не видел, чтобы пели линии. (79)Не видел, чтобы в холсте у Тинторетто что-нибудь двигалось. (80)Не мог я понять, почему один Рембрандт мог написать такие руки! (81)Алька тоже не видел этого. (82)Хотя он повторял: «Да, да!» — словно он понимал всё. (83)А между тем, думал я, наверное, всё это есть там, в этих картинах. (84)И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… (85)Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. (86)А я не вижу…

— …(87)При жизни он не был известным, вот что любопытно. (88)Древнерусские мастера даже фамилий не подписали на своих работах. (89)Какое имеет значение в конце концов, кем эта работа сделана? (90)Важно, что она сделана!

(91)Когда мы с Алькой уходили, я вдруг вспомнил, что хотел спросить, что это за малые голландцы, которые оттачивали селёдочные головы… (92)Хотел спросить и не спросил.

(По В.В. Голявкину*)


* Виктор Владимирович Голявкин (1929-2001) — русский советский писатель, художник, иллюстратор.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Пётр Петрович поделился с ребятами воспоминаниями о своём учителе, который во время блокады Ленинграда ходил в Эрмитаж любоваться картинами великих мастеров.
2)В разговоре с учениками Пётр Петрович обращал внимание ребят на художественные открытия великих мастеров.
3)Знатные люди Амстердама были в восторге от того, как их изобразил на своей картине Рембрандт.
4)Герой-рассказчик и Алька после рассказа учителя с лёгкостью замечали, как на картинах движутся люди, свистят мантии, поют линии.
5)Настоящее искусство не подавляет человека, а даёт вдохновение и силы творить.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют пунктуационные знаки завершения предложения?».
Пример сочинения 13.1.
  • Вступление

    В центре повествования в тексте В.В.Голявкина - беседа Петра Петровича с ребятами о великих художниках. Автор использует разные знаки завершения предложения, чтобы не только показать, что мысль закончена, но и лучше передать внутренний мир героев. Докажу эту мысль на примере восклицательного знака.

  • 1 пример и пояснение
    Так, восклицательный знак в предложении 15 ("Бросьте шутки шутить, какой тут может быть Эрмитаж!") помогает нам почувствовать удивление Петра Петровича, который не может поверить, что его учитель Осьмёркин во время войны, в голод и холод, продолжает ходить в музей и любоваться картинами великих мастеров.
  • 2 пример и пояснение
    А благодаря повтору восклицательного знака в предложении 74 ("Запомните это имя!!!") мы понимаем, как дорог художник Рублёв Петру Петровичу, как восхищается он этим великим мастером.
  • Вывод
    Таким образом, надо быть внимательными к тому, какие пунктуационные знаки завершения предложения используются в тексте, чтобы правильно понять авторский замысел.

Текст 32

(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись.

(6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

— (8)Заходите, товарищ лейтенант.

(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не думаешь там. (11) Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

(13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Он возвращался соскучившийся — мы возвращаемся живые…

(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.

(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.

(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28)Зажмурюсь — и опять всё это стоит перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами…

(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.
(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

(По Г. Я. Бакланову*)


*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — советский писатель-фронтовик. Среди самых известных произведений автора — повесть «Навеки — девятнадцатилетние», посвящённая судьбам молодых парней — вчерашних школьников, попавших на фронт.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)До войны, по мнению автора-рассказчика, люди не понимали и не ценили многих простых вещей, например чистых простыней.
2)Герой-рассказчик проснулся от переполнявшей его радости, ведь он вернулся с задания живым.
3)Герой-рассказчик уезжал из дома два раза: первый раз — в пионерский лагерь, второй — уже на фронт.
4)Герой-рассказчик на момент повествования воюет уже пятый год.
5)В школьные годы ученикам казалось, что время до них бежало с удивительной быстротой и только теперь пошло своим нормальным ходом
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют пунктуационные знаки завершения предложения?».

Текст 23

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо — лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

(8)Мальчик вздрогнул — вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)"Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь с ними делать?" (15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала к вечеру от щенят избавиться — утопить.

(18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни… (19) Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды — река сама сделает своё дело — и гуляй без хлопот и забот…

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ — всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

— (26)Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине.

— (27)Здоро́во! (28)Чего в мешке? — сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

— (29)Сейчас покажу! — засуетился Вадимка. — (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

— (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, — сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

— (35)Маленькие ещё — вчера родились…

— (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись — жрать хотят.

— (38)Не могу. (39)Мать запретила — с ними домой ни ногой. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

— (44)Вадик, постой!

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч — колхозный ветеринар, давний приятель отца.

— (46)Ты вот что, ступай к деду Борису — охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника…

(По А.О. Никольской*)


*Анна Олеговна Никольская (род. в 1979 г.) — современная российская детская писательница.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Вадимка оставил мешок у воды — река сама сделает своё дело.
2)У Вадимки не хватило духу выполнить приказ матери, потому что ему было жалко щенков.
3)Тётя Маша отказалась взять щенков к себе.
4)Вадимка отдал щенков ветеринару Николаю Егорычу.
5)Мальчик бежал к дому охотника, чтобы узнать у него, как ухаживать за щенками.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют пунктуационные знаки завершения предложения?».
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.