(1) Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. (2) На колебания и сложность норм русского литературного языка сетует стар и млад. (3) Известно, что образованная часть общества никогда не была безразличной к своему языку. (4) Почти всегда находились сторонники языкового обновления, даже реформ языка, а с другой стороны, пуристы – ревнители чистоты и правильности старых, традиционных речевых навыков.(5) Спор между ними – это непреходящий спор, который похож на извечную проблему «отцов и детей».
(6) Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии носителей языка и нашего общества в целом. (7) Осознание общественной важности литературного языка и тревога о его судьбе естественно ведут к формированию целенаправленной языковой политики. (8) Это звено современного научного мировоззрения принято называть учением о культуре речи.
(9) Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления), во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания. (10) Понятие «культура речи» не сводится к мелочной опеке и погоне за отдельными уродливыми словечками и безграмотными оборотами.
(11) Борьба за культуру речи всегда ведётся как бы на два фронта: против тех, кто безоглядно засоряет литературный язык ненужными и даже вредными новшествами, и против тех, кто упрямо противится всему новому, непривычному, но в то же время прогрессивному и полезному. (12) Сохранение ценностей, которые основываются на языковой традиции, – одна из задач учения о культуре речи. (13) Но литературно-языковые традиции – это клад, а не кладовая с обветшалыми словечками и словосочетаниями. (14) Традиция – то, что вышло из прошлого, живёт и продолжает служить нам. (15) Но безуспешно цепляться за идеалы минувшего, поклоняться старому языку как неприкосновенному кумиру. (16) При нормативной оценке современной речи неуместны ни сладкоречивые восторги, ни гневные и тем более предвзятые осуждения. (17) Позитивная программа совершенствования речевой культуры может быть сформирована только на основе спокойного и вдумчивого исследования
языковых фактов.
(По К. Горбачевичу)