Занятие 8

Орфоэпия
Паронимы
Грамматика
Лексическая сочетаемость
Орфография
Пунктуация
Сочинение

1.Орфоэпия

Расставьте ударения

балованный

донельзя

исключит

банты

донизу

исстари

брала

жалюзи

исчерпать

вероисповедание

ждала

клала

включим

завидно

корысть

вручит

закупорив

кралась

гнала

звала

красивее

давнишний

звоним

кровоточащий

диспансер

избалован

кухонный

дозвонится

иксы

лгала

2.Паронимы

Выбери подходящий по смыслу пароним

Перейти

3.Грамматика

Задание 7

Перейти

Задание 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.
2) Многие биологические процессы, в том числе сердечно-сосудистые заболевания, протекают в ритме, который задаётся солнечным ветром.
3) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.
4) После невкусного обеда, который принёс денщик из трактира, полковник сел писать донесение.
5) Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.
6) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.
7) Татьяна любила гадать и старинные предания.
8) Нынешние эскимосы в большинстве своём живут в домах европейского типа и почти не охотятся на морского зверя и оленей.
9) «Самая красивая женщина мира» — так называется выставка в Дрезденской галерее, посвящённая юбилею «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.

4.Лексическая сочетаемость

Перейти

5.Орфография

Перейти
Правописание приставок
Перейти
Перейти
Перейти

6.Пунктуация

Задания 16-20

Перейти

Задание 21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Усадьба Тютчева в Брянской области, в Овстуге, возведённая в стиле классического ампира, является ярким олицетворением архитектурных особенностей того времени. (2)Цокольный этаж был предназначен для подсобных помещений, а первый отличался высокими потолками и расположением комнат в анфиладном стиле. (3)Вход в барский дом украшала грациозная колоннада. (4)Изящным завершением дома служил мезонин, находящийся посередине архитектурного объекта и увенчанный куполом с фонарём и шпилем, на котором поднимали флаг с изображением фамильного герба.

(5)В господском доме есть и приёмная для близких гостей, и спальня хозяйки дома, и просторный зал для светских вечеров.

(6)Барский дом утопает в тени зелени парка, в котором есть островок, окружённый искусственно созданным водоёмом. (7)В центре островка — небольшая, но изящная беседка. (8)Островок и основную часть парка соединяет ажурный белый мостик, под которым грациозно проплывают лебеди.
1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

7.Сочинение

Анализ проблем

1
Какими качествами должен обладать учитель?
1 -


2 -


2
Чем нужно руководствоваться, принимая решение, как поступить?
1 -


2 -


3
Как общество влияет на формирование мировоззрения человека?
1 -


2 -


4
Пучему важно заботиться о природе?
1 -


2 -


5
В чём появляется взаимосвязь между личностью человека и местом, где он родился?
1 -


2 -


Текст 1

  1. Как природа влияет на человека?
  2. Почему художники стремятся быть ближе к народной жизни?
  3. Что является источником вдохновения для художников?
  4. Что волнует людей на исходе жизни?
  5. Почему творческие люди часто чувствуют неудовлетворённость от созданного?
  6. Каким дожен быть настоящий художник?
  7. Как надо реагирвать на притеснения?

(1)Когда становилось Крамскому совсем невмоготу, он бежал из Петербурга.

(2)...Умойся в лесном роднике — тогда узнаешь, как пахнут травы, услышишь, как лист растёт, увидишь, как смола сверкает медвяной слезою в золотой сосновой чешуе.

(3)Как в прозрачный родник, окунался Крамской в народную жизнь. (4)Начинал видеть по-новому, слышать по-иному.
(5)Бродил по лесу. (6)Лес вселял в него непонятный страх. (7)Занятый мыслями, не запоминал дороги. (8)Забредал в черную глушь, где стволы деревьев были темны и влажны, а под ногами шуршал папоротник. (9)Надеялся, что тропа сама выведет. (10)И тропа выводила. (11)Яркий солнечный свет, до ощутимого густой и плотный, врывался в щели между деревьями. (12)В груди становилось тепло, на душе радостно.

(13)...Лес тревожил Крамского, будоражил.

(14)То ветка сзади хрустнет: обернётся — нет никого! (15)То в кустарнике зашумит — и снова никого! (16)Померещилось?

(17)И вдруг прямо перед ним — стоит на тропе.

(18)Словно вынырнул вместе с узкой тропою из чёрной чащи.

(19)Впился глазами.

(20)А глаза прозрачные, холодные, как лесные озера.

(21)Молчит.

(22)— Здорово, — говорит Крамской.

(23)Не отвечает.

(24)Сверлит глазами, будто приценивается. (25)Будто спрашивает о чём-то и сам знает ответ.

(26)Загородил тропу. (27)Не пройти.

(28)— Что, брат, невесел?

(29)Лесной человек еще помолчал, потом отозвался глухо:

— Мужику, барин, веселиться не с чего.

(30)Крамской встрепенулся.

(31)— Или обидел кто?

(32)— Мужика, барин, кто не обидит?

(33)Крамской, словно оправдываясь, прижал руки к груди.

(34)— Так жаловаться, жаловаться надо!

(35)— Жаловаться?.. (36)Ты, барин, сперва научи, кому жаловаться. (37)Чтоб хуже не было.

(38)— А разве молчать лучше? (39)Век молчать...

(40)— Отчего ж век?.. (41)Погоди, барин, дай срок...

(42)Крамской оторвался, наконец, от этих властных глаз. (43)Тотчас заметил и выцветшую рубаху, и простреленную пулями шапку, и тяжелую дубину в руке.

(44)Да, этот путь свой знает. (45)А ну как взмахнет дубиною!..

(46)Ухмыльнулся лесной человек (только в глазах ни искорки):

— Нам, барин, жаловаться не след. (47)У нас свой суд...

(48)И, как всегда, сразу отпечаталась в голове Крамского цельная, законченная композиция.

(49)Мужик шагнул в сторону, пропуская Крамского, и сразу исчез, как растаял, в темном бору.

(50)...Они смотрели друг другу в глаза — художник Крамской и могучий мужик с дубиною, из леса шагнувший на полотно. (51)И не в силах был Крамской уйти, отвернуться от властного взгляда. (52)Мужик требовал, приказывал, бунтовал на полотне. (53)Гулом шумел за его спиною вековой бор.

(54)Тревожной радостью наполнялось сердце Крамского. (55)Значит, не порастерял он живучего своего бунтарства, которое прорвалось, огненным столбом взметнулось тогда, в памятное утро 9 ноября 1863 года, когда бросил вызов академии.

(56)С каждой осенью Крамской кашлял все мучительнее. (57)Отдыхая от кашля, подолгу стоял у запечатанного наглухо окна. (58)Прятал зябнущие руки в карманы широкой блузы. (59)Блуза, чёрная, бархатная, обшита была полоской горностая.

(60)Крамской думал: вот жизнь кончается, пора подводить итоги, а что он оставит после себя?

(61)Будущее требовательно и сурово. (62)Оно не прощает поражений. (63)Его не разжалобишь ссылками на болезни, на обстоятельства, на денежные затруднения. (64)Будущее не прощает даже минутных отступлений. (65)Хочешь жить в будущем — живи в настоящем. (65)Не мерцай, не тлей, гори ярко, без остатка.

(66)Портретисты нужны будущему. (67)Они ведут к потомкам лучших людей своего времени. (68)И сами приходят вместе с ними. (69)Их любовь к этим людям, не умирая, живёт в портретах.

(По В.Порудоминскому)

Влади́мир Ильи́ч Порудоми́нский (род. 19 июля 1928) — русский писатель, литературовед, историк культуры.

Текст 2

Что может помочь избавиться от насмешек окружающих?

В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. Немудрено: весь вечер давили меня воспоминания о каторжных
годах моей школьной жизни, и я не мог от них отвязаться. Меня сунули в эту школу мои дальние родственники, от
которых я зависел и о которых с тех пор не имел никакого понятия, — сунули сиротливого, уже забитого их
попрёками, уже задумывающегося, молчаливого и дико на всё озиравшегося. Товарищи встретили меня злобными и
безжалостными насмешками за то, что я ни на кого из них не был похож. Но я не мог насмешек переносить; я не мог
так дёшево уживаться, как они уживались друг с другом. Я возненавидел их тотчас и заключился от всех в пугливую,
уязвлённую и непомерную гордость.

Грубость их меня возмутила. Они цинически смеялись над моим лицом, над моей мешковатой фигурой; а между
тем какие глупые у них самих были лица!

В нашей школе выражения лиц как-то особенно глупели и перерождались. Сколько прекрасных собой детей
поступало к нам. Через несколько лет на них и глядеть становилось противно. Ещё в шестнадцать лет я угрюмо на
них дивился; меня уж и тогда изумляли мелочь их мышления, глупость их занятий, игр, разговоров. Они таких
необходимых вещей не понимали, такими внушительными, поражающими предметами не интересовались, что
поневоле я стал считать их ниже себя. Не оскорблённое тщеславие подбивало меня к тому, и, ради бога, не вылезайте ко мне с приевшимися до тошноты казёнными возражениями, что я только мечтал, а они уж и тогда действительную жизнь понимали. Ничего они не понимали, никакой действительной жизни, и, клянусь, это-то и возмущало меня в них наиболее. Напротив, самую очевидную, режущую глаза действительность они принимали фантастически глупо и уже тогда привыкли поклоняться одному успеху. Над всем, что было справедливо, но унижено и забито, они жестокосердно и позорно смеялись.

Чин почитали за ум; в шестнадцать лет уже толковали о тёплых местечках.

Конечно, много тут было от глупости, от дурного примера, беспрерывно окружавшего их детство и отрочество.
Развратны они были до уродливости. разумеется, и тут было больше внешности, больше напускной циничности;
разумеется, юность и некоторая свежесть мелькали и в них даже из-за разврата; но непривлекательна была в них даже и свежесть и проявлялась в каком-то ёрничестве. Я ненавидел их ужасно, хотя, пожалуй, был их же хуже. Они мне тем же платили и не скрывали своего ко мне омерзения. Но я уже не желал их любви; напротив, я постоянно жаждал их унижения. Чтоб избавить себя от их насмешек, я нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых первых. Это им внушило некоторое почтение. К тому же все они начали помаленьку понимать, что я уже читал такие книги, которых они не могли читать, и понимал такие вещи (не входившие в состав нашего специального
курса), о которых они и не слыхивали. Дико и насмешливо смотрели они на это, но нравственно подчинялись, тем
более что даже учителя обращали на меня внимание по этому поводу. Насмешки прекратились, но осталась
неприязнь, и установились холодные, натянутые отношения. Под конец я сам не выдержал: с летами развивалась
потребность в людях, в друзьях. Я попробовал было начать сближаться с иными; но всегда это сближение выходило
неестественно и так само собой и оканчивалось.

Был у меня раз как-то и друг. Но я уже был деспот в душе; я хотел неограниченно властвовать над его душой; я
хотел вселить в него презрение к окружавшей его среде; я потребовал от него высокомерного и окончательного
разрыва с этой средой. Я испугал его моей дружбой; я доводил его до слёз, до судорог; он был наивная и отдающаяся
душа; но когда он признал моё первенство, я тотчас же возненавидел его и оттолкнул от себя, — точно он и нужен
был мне только для одержания над ним победы, для одного его подчинения. Но всех я не мог победить; мой друг
тоже ни на одного из них не был похож и составлял самое редкое исключение. Первым делом моим по выходе из
школы было оставить ту специальную службу, к которой я предназначался, чтобы все нити порвать...

(По Ф. М. Достоевскому*)

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — русский писатель, мыслитель, философ, публицист, член-корреспондент Петербургской академии наук.

Текст 3

Почему важно читать книги?

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени
слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные»,
«Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное
мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша,
заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной
земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997 гг.) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Текст 4

Из-за чего в душе человека может появляться чувство сожаления?

Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело
срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный
занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по
всем стенам, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто
одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате
шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных
его удовольствий. Но кто же он был — учёный, писатель? Кто?

Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые
сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу... Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру — примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг — казалось, единственных его друзей.
Но я не решился, не постучал. И позднее не мог простить себе этого.

Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский
вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над
заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер,
потом задвигал ошеломлённо лапками, пытаясь перевернуться. Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..» Он
пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то
внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

Окно в домике не горело. Оно было как провал...

Что случилось?

Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. Но окно сумрачно
отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по
вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло
несчастье.

С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. Я внушал себе, что
сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым...

Свет в окне не зажёгся.

А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное
открытие поразило меня. Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки,
какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней
работой.

Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство
отсутствующими глазами.

Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску — и шершавый холодок вполз в мою душу. И дом, и
переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой,
к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

(По Ю. В. Бондареву*)

Юрий Васильевич Бондарев (1924-2020) — русский советский писатель и сценарист
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok