Занятие 5

Орфоэпия
Паронимы
Грамматика
Лексическая сочетаемость
Орфография
Пунктуация
Сочинение

1.Орфоэпия

Расставьте ударения

лекторов

надорвалась

облегчит

лила

наживший

обнялась

местностей

нажита

ободрить

мозаичный

накренит

ободрённый

молящий

насорит

одолжит

мусоропровод

недуг

опломбировать

наверх

некролог

опошлят

наврала

низведен

оптовый

наделит

обеспечение

осведомиться

надолго

обзвонит

отключенный

2.Паронимы

Выбери подходящий по смыслу пароним

Перейти

3.Грамматика

Задание 7

Перейти

Задание 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Спортсмены, которые будут выступать на чемпионате мира, сейчас упорно тренируются, мечтая о победе.
2) А. И. Куинджи в картине «Березовой роще» не использовавшимся до этого в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.
3) Благодаря труда лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.
4) Те, кто не смог посмотреть новый фильм, очень сожалели об этом.
5) Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.
6) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
7) Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».
8)Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времён античности населяли Причерноморское побережье.
9) Соблюдая правила этикета, можно даже неудовольствие выразить так, что никто не обидится.

4.Лексическая сочетаемость

Перейти

5.Орфография

Перейти
ПРЕ/ПРИ 22
Перейти
Перейти
Перейти

6.Пунктуация

Задания 16-20

Перейти

Задание 21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В городах-республиках средневековой Руси, в Пскове и Новгороде, первые купеческие ассоциации возникли уже в XIII веке. (2)А в 1665 году псковский воевода А.М. Ордин-Нащокин создал для поддержания «маломочных» купцов небольшой банк, назывался он «Земская изба». (3)Банк этот просуществовал недолго и был закрыт, поскольку воеводу отозвали в Москву.

(4)К сожалению, серьёзным препятствием для развития банков стала острая нехватка благородных металлов. (5)В 1654 году правительство уравняло стоимость медных и серебряных денег, однако это решение спровоцировало инфляцию. (6)После Медного бунта (1662 г.) правительство изъяло медные деньги из обращения.

(7)В начале XVIII века Пётр I начал реформу российских финансов: стали выпускаться крупные серебряные монеты – рубли, а также полтинники (50 коп.). (8)Для упорядочения финансовой системы царь создал Камерколлегию по управлению доходами страны, Штатс-контор-коллегию по управлению расходами и Ревизион-коллегию, контролировавшую всех. (9)Пётр I поощрял развитие предпринимательства, но препятствовал возникновению независимых банков.
1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

7.Сочинение

Анализ проблем

1
Какова роль детства в жизни человека?
1 -


2 -


2
Когда появляется чувство благодарности?
1 -


2 -


3
Что может помочь человеку изменить отношение к нему общества?
1 -


2 -


4
Какой поступок можно назвать предательством?
1 -


2 -


5
Почему важно преодолевать внутренние страхи?
1 -


2 -


Способы цитирования

Текст (отрывок)
(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

– Мамочка!

(24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(По Ю.Я.Яковлеву)

1.Цитата в виде прямой речи
  • Текст передаётся без изменений.
  • При пропуске слов используем МНОГОТОЧИЕ.
  • Пропуск одного или нескольких предложений обозначается многоточием в угловых скобках <…>.
  • Знаки препинания ставятся в соответствии с правилами расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
  • После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.)
Слова автора (А) перед цитатой (Ц)

А: „Ц”.

А: ...ц.

А: „Ц?”

А: „Ц!”

Слова автора (А) после цитаты (Ц)

„Ц”, — а.

...Ц, а.

„Ц!” — а.

„Ц?” — а.

Слова автора (А) разрывают цитату (Ц)

„Ц, — а. —Ц”.

„Ц, — а, — ц”.

„Ц! — а. — Ц”.

„Ц? — а. — Ц”.

„Ц? — а и а: — Ц". и др.

Цитата (Ц) разрывает слова автора (А)

А: „Ц”, а.

А: „Ц!” — а.

А: „Ц?” — а.

  • 1 пример
    Автор, рассказывая читателям о самом дорогом для него человеке, пишет: „Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. У меня для неё было другое слово – мамочка”.
    2 пример
    „В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни ” — так описывет автор, что чувствовали солдаты, получая весточку от родных.
  • 3 пример
    „Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы…” — вспоминает автор.
    4 пример
    „Я никогда не называл свою мать матерью, мамой, — пишет автор и добавляет: — У меня для неё было другое слово – мамочка”.
2.Цитата в виде косвенной речи
  • В кавычки берём только тот текст, который передаётся без изменений.
  • Заглавная буква в цитате не используется.
  • Форму слов можно менять.
  • 1 пример
    Автор, рассказывая читателям о самом дорогом для него человеке, пишет, что "никогда не называл свою мать матерью, мамой".
    2 пример
    Описывая, что чувствовали солдаты, получая весточку от родных, автор говорит, что "в самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь", они "находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни ”.
3.Введение цитаты с помощью вводных конструкций
  • В кавычки берём только тот текст, который передаётся без изменений.
  • Заглавная буква в цитате не используется.
  • Форму слов можно менять.
  • Используем конструкции: по словам..., как отмечает..., как утверждает..., по мнению... и др.
  • Пример
    По словам автора, солдаты „находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни”.
4.Встраивание цитаты в собственный текст "напрямую"
  • Грамматику цитаты подстраиваем под наше предложение.
  • Нельзя списать предложение целиком, просто заключив его в кавычки.
  • Пример
    Автор "не мог изменить этому слову".
5.Введение цитаты с помощью скобок
  • Текст передаётся без изменений.
  • Заглавная буква сохраняется.
  • Пример
    Сообщения из дома были очень важны для солдат („В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни”).

Самостоятельная работа

  • Задание

    Запишите выделенное предложение, используя три разных способа цитирования

    Способы цитирования
    • Цитата в виде прямой речи.
    • Цитата в виде косвенной речи.
    • Введение цитаты с помощью вводных конструкций.
    • Встраивание цитаты в собственный текст "напрямую".
    • Введение цитаты с помощью скобок.
  • Отрывок из текста

    (30)Какая чудесная вещь – свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое.
    (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но – дудки – мы её никогда не поймём.

    (По Ю.К. Олеше*)

    * Юрий Карлович Олеша (1899–1960) – русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист.

Текст 1


ЗАБРОШЕННАЯ ДОРОГА


(1)Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом.

(2)Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как маленький принц Экзюпери?.. (3)Я знаю, что он был, как было и шоссе, заросшее подорожником и лопухами, но даже если бы этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнений…

(4)Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный ольшаник, примыкающий к даче с севера, сказочно богат грибами свинушками.

(5)Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее, меня уже не радовали большие грибы, и я срывал лишь маленькие твёрдые крепыши. (6)Эти разборчивые поиски привели меня в глубь леса. (7)Я хорошо знал окрестность: и со стороны шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

(8)Однако чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, трава стала вполовину моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и было всё труднее пробираться вперёд. (9)И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

(10)Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками, мальчик полол невесть откуда взявшееся заросшее булыжное шоссе.

(11) — Здравствуй, — сказал он.

(12) — Здравствуй, — отозвался я. (13) — А что это за дорога? (14)Я никогда её раньше не видел.

(15) — Не знаю… (16)Ты не хочешь мне помочь?

(17)Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал какое-то длинное растение. (18)Я изрезал ладони, пока, наконец, вырвал его из земли. (19)Да, это была работа! (20)Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. (21)Мой пыл сразу угас.

(22) — Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.

(23) — Ты же видишь, дорога заросла, — он говорил, стоя на коленях и выкапывая из земли какой-то корень.

(24) — Надо её расчистить.

(25) — А зачем? — упорствовал я.

(26)Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.

(27) — Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.

(28) — Ну и пусть! — сказал я раздражённо. (29) — Она всё равно никуда не ведёт!

(30) — Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за работу. (31) — Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?

(32) — Но раз её забросили, значит, она не нужна!

(33)Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!

(34) — Разве мы знаем, почему дорогу забросили?.. (35)А может быть, кто-то на другом конце пробует её расчистить? (36)Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. (37)Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. (38) — Я обязательно её расчищу.

(39) — У тебя не хватит сил.

(40) — У меня одного — нет, но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…

(41) — Далась тебе эта дорога!

(42) — Дорога — это очень важно. (43)Без дороги никто никогда не будет вместе.

(44) — Я буду помогать тебе! — неожиданно для самого себя вскричал я.

(45) — Спасибо, — сказал мальчик искренне. (46) — Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.

(47) — А где ты живёшь?

(48) — Там!.. — махнул он за чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.

(49)На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.

(50)Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённый предвкушением встречи с мальчиком на заросшем шоссе, — его вера уже стала моей верой. (51)Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого булыжника…

(52)Я так и не нашёл заброшенного шоссе. (53)Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика. (54)До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно.

(55)Мне никогда уже не попадалось ни заброшенное шоссе, ни даже стёжка, что нуждалась в моём труде. (56)Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. (57)В моём сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далёким, и к тем, о ком ни на минуту нельзя забыть, и к почти забытым. (58)Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. (59)Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох и крапиву и всю прочую нечисть, не давая сорнякам глушить, разрушать дороги, превратить их в ничто. (60)Но если я преуспевал в том, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение.

(61)Вот только самую главную, важную и нужную дорогу в жизни я как раз не сумел отыскать.

(По Ю. Нагибину)

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что лежит в основе гармоничных взаимоотношений между людьми?»
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
  • Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
  • Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
  • Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Проблема
Что лежит в основе гармоничных взаимоотношений между людьми? Ответ на этот вопрос помогает нам найти Ю.Нагибин.
Авторская позиция
По мнению автора, необходимо не только умение трудиться над сохранением хороших взаимоотношений, но и желание двух человек идти навстречу друг другу. Чтобы убедить нас в этом, Ю.Нагибин рассказывает о встрече с мальчиком, пропалывающим заросшее шоссе в лесу.
1 пример и пояснение
(ЦИТАТЫ – слова мальчика: 30, 35, 37, 42,43).
Задание: введите пример.
Мальчик восстанавливает шоссе, считая это очень важным и нужным делом и надеясь, что кто-то идёт ему навстречу.
2 пример и пояснение
Дорогу, которую расчищает мальчик, автор сопоставляет с взаимоотношениями между людьми.
(ЦИТАТЫ - 57, 59, 60.)
Задание: введите пример.
Автор отмечает, что сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми не так просто, ведь постоянно возникают какие-то проблемы, трудности, которые необходимо преодолевать, при этом важно, чтобы желание сохранить связь было обоюдным.
Анализ логической связи
Сопоставление шоссе, которое восстанавливает мальчик в надежде встретить на другом конце человека, идущего навстречу, с дорогами-связями между людьми позволяет нам лучше понять авторский замысел. Первый пример заставляет нас задуматься, насколько важны дороги в жизни человека. А сопоставление этих дорог с взаимоотношениями между людьми помогает понять, что нужно уметь сохранять связи путём постоянной работы.

Какие ошибки допущены в анализе?
Собственная позиция
Выразите собственное мнение по плану:
1) Согласен/не согласен
2) Тезис
3) Обоснование
4) Пример
Вывод
Очень важно помнить, что добрые взаимоотношения между людьми - это настоящее чудо, которое мы создаём своими словами и поступками.

Текст 2

Почему человек иногда не заинтересован в жизни общества?

(1)В числе терминов, усвоенных критикой, чуть ли не самый ходячий – это слово «тип». (2)Грубые ярлыки приклеиваются на тонкие художественные работы: тип скупца – Плюшкин, тип ленивца – Обломов, тип лгуна – Ноздрёв.

(3)Я много раз читал «Обломова», и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. (4)Чем больше всматриваешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нём любовь к дивану и к халату.

(5)Под действием основных впечатлений мало-помалу предста вляется внимательному читателю образ Обломова приблизительно в таком виде. (6)Илья Ильич Обломов не обсевок в поле. (7)Это человек породистый: он красив и чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь. (8)Он умён, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости.

(9)Хитрости в нём нет, ещё менее расчётливости. (10)Лгать он не умеет или лжёт наивно.

(11)В нём ни жадности, ни распутства, ни жестокости. (12)Он эгоист по наивному убеждению, что он человек особой породы и принадлежащие ему люди должны его беречь, уважать, любить и всё за него делать. (13)Вспомните разговор с Захаром и упрёки за то, что тот сравнил его с «другими».

(14)Он никогда не представляет себе своё счастье основанным на несчастье других, но он не стал бы работать ни для своего, ни для чужого благосостояния. (15)К людям он нетребователен и терпим донельзя. (16)Обломов любит свой привычный угол, не терпит стеснения и суеты, он не любит движения и особо резких наплывов жизни извне.

(17)Обломов, может быть, и даровит, никто этого не знает, и сам он тоже, но он, наверное, умён. (18)Ещё ребёнком обнаруживал он живость ума, который усыпляли сказками, вековой мудростью и мучной пищей.

(19)Университетская наука не менее обломовских пирогов усыпляла любознательность. (20)Служба отняла у него любимый и родной угол, бросила куда-то на Гороховую и взамен предоставила разговоры о производствах и орденах. (21)На службу Обломов раньше смотрел сначала с энтузиазмом, затем с наивными ожиданиями, потом удивлённо, наконец равнодушно.

(22)Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. (23)Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?

(24)Обломов умеет внушить любовь. (25)Обломов, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, – он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце.

(26)В Обломове нет самодовольства, этого главного признака пошлости. (27)Посмотрите, в чём его опасения: в мнительности, в страхе, что кто-нибудь нарушит его покой. (28)Его радости – в хорошем обеде, в довольных лицах вокруг, в тишине, порой – в поэтической мечте.

(29)Разве он поступится чем-нибудь из своего обломовского, чтоб кусок у него был послаще или постель помягче? (30)Везде он один и тот же Обломов: в гостиной Ильинских с бароном и в своём старом халате с Алексеевым, трюфели ли он ест или яичницу на заплатанной скатерти.

(31)Отнимите у Обломова средства, он всё же не будет ни работать, ни льстить. (32)В нём останется то же веками выработавшееся ленивое, но упорное сознание своего достоинства.

(33)В Обломове есть крепко сидящее сознание независимости – никто и ничто не вырвет его из угла: ни жадность, ни тщеславие, ни даже любовь.

(34)Обломов душой целомудренный юноша, а в привычках старик. (35)С робкой нежностью бережёт он свой идеал, но для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта. (36)Борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту, оскорбляют идеал Обломова.

(37)Мне кажется, Обломов – вовсе не «тип ленивца», не карикатурный образ (всё это недопустимо упрощает картину) – он то, что литературоведении принято называть «характер». (38)Характер – это отражение человеческой натуры в её полноте, глубине, сложности, неоднозначности. (39)В Обломове писатель открыл нам свою связь с родиной: с её современностью и с её вчерашним днём, с тем, что устаревает и уходит от нас; здесь и грёзы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия, и поэзия, и проза; здесь душа русского человека вообще и самогó Гончарова в частности. (40)Душа, представленная в её личных, национальных и мировых элементах.

(По И.Ф. Анненскому*)

* Иннокентий Фёдорович Анненский (1855–1909) – русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, директор мужской Царскосельской гимназии.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Обломов искренен с людьми, ему чужды хитрость и расчётливость.
2) Автор убеждён в том, что, поскольку Обломов эгоистичен, он требователен к людям, которые его окружают.
3) Неизвестно, даровит ли Обломов, но он, вероятно, умён.
4) По мнению критика, Гончаров противопоставляет карьере и коммерческой деятельности, составлявшим интересы Штольца, лень Обломова, его нежелание участвовать в светской суете.
5) Особую радость Обломов находит в написании поэтических произведений.

Текст 3

Как связан язык с изменениями, происходящими в обществе?

(1)Придя в Пушкинский Дом четверть века назад, на большом дубовом шкафу, служащем в Отделе древнерусской литературы доской объявлений, я увидел примечательный документ. (2)Он был озаглавлен «Не рекомендуется» и подписан заведующим Отделом Д.С. Лихачёвым. (3)Своим сотрудникам Дмитрий Сергеевич не рекомендовал «1. Говорить и писать “информация” там, где можно просто сказать “сведения”; 2. Говорить и писать “практически” там, где можно сказать “по большей части”, “в большинстве случаев” и т. д.». (4)Напечатав первые строки на машинке, Лихачёв затем продолжал список от руки, регулярно добавляя в него очередные пункты.

(5)Впоследствии этот список сменился другим, обновлённым, и по просьбе заведующего все мы приняли участие в его составлении. (6)Там оказались слова «качественно» в значении «высококачественно», «переживать» в значении «волноваться», «волнительно» и много чего другого. (7)На одном из моих первых докладов в Пушкинском Доме Лихачёв также попросил меня не употреблять выражение «честно говоря» («Разве всё остальное вы говорите нечестно?» – спросил академик). (8)Поблагодарив за поправку, я (честно говоря) испытал тогда некоторые сомнения в её справедливости. (9)Теперь же, спустя годы, соглашаюсь: есть в этом выражении какое-то жеманство. (10)В целом, как я теперь понимаю, содержание всех тогдашних списков и поправок отражало относительно благополучное состояние языка накануне больших перемен.

(11)Вспоминая, как строго руководитель следил за нашей речью, я не могу представить себе человека, имеющего большее право наставлять в области русского языка. (12)Лихачёву оно было дано не одним лишь его научным и общественным статусом. (13)Это было особое право того, кто за любовь к буквам отсидел срок на Соловках: внимание обвинителей привлёк его доклад «О некоторых преимуществах старой русской орфографии». (14)Того, кто, в сущности, олицетворял собой понятие нормы – и в речи, и в жизни. (15)Нормы в её глубинном, я бы сказал, основополагающем смысле. (16)Говорил и писал Лихачёв очень просто, так просто, как это может позволить себе человек, мысль которого уже не нуждается в орнаменте.

(17)Размышления о современном состоянии русского языка я неслучайно начал с упоминания о Лихачёве. (18)Говоря об изменениях, произошедших в нашей речи за последние два десятилетия, для со(противо)поставления мне хотелось предложить нечто из области бесспорного – чтобы не потерять масштаба. (19)Что же до списка нерекомендованных слов, то он в нашем отделе больше не висит. (20)Не потому, что кто-то из нас стал относиться к языку менее внимательно. (21)Просто этих слов возникло такое множество, что никакого шкафа для них теперь не хватит.

 (22)В области русской речи произошло землетрясение. (23)Если учесть наплыв новой лексики, можно говорить и о потопе – как кому нравится. (24)То, что в общественно-политической сфере фиксировалось как изменение строя, распад СССР, перемены в структуре общества, миграция населения, новая фаза научно-технической революции и т. д., – имело и своё языковое измерение. (25)Потрясения в области языка оказались не меньшими, чем на полях сражений, потому что во всех без исключения сферах бытия люди пользовались языком. (26)В девяностые годы пресловутое бытие отказалось определяться сознанием. (27)Оно стало на дыбы и рухнуло на наше бедное сознание с его главным инструментом – языком. (28)Теперь, когда пыль, что называется, осела, вполне уместно оценить возникшие в языке изменения и подумать, как нам с ними быть.

(По Е.Г. Водолазкину*)

* Евгений Германович Водолазкин (род. в 1964 г.) – русский писатель и литературовед, доктор филологических наук.

Тест

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Д.С. Лихачёв рекомендовал своим сотрудникам не использовать иноязычную лексику там, где можно было использовать исконно русскую.
2) По мнению рассказчика, возможность видеть и исправлять единичные ошибки в речевой практике говорила о сравнительно стабильной языковой норме.
3) Доклад Лихачёва о сравнении двух орфографий (дореволюционной и послереволюционной) стал причиной соловецкого заключения учёного.
4) В ходе социальных изменений стремление к точности речи у сотрудников Пушкинского дома угасло.
5) В 90-е годы XX века в России бытие перестало определять собой сознание.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok