Анализ экзаменационной работы

Задания 1-3. Анализ текста
Задания 4-8. Культура речи
Задания 9-15. Орфография
Задания 16-21. Пунктуация
Задание 22. Изобразительно-выразительные средства языка
Задания 23-26. Анализ текста
Задание 27. Сочинение

Задания 1-3

Прочитайте текст и выполните задания 1—3

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а <….> чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это наш язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институтили в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями.

Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.

Прежде чем сесть за рабочий стол и вывести первую строчку первой страницы, каждый автор долго обдумывает её содержание . Помните, как широко шагал по московским тротуарам громадный Маяковский, то вслух, то про себя бормоча слова ещё не созданных будущих стихов? Видели, как исчирканы, как испещрены поправками – в поисках самого верного слова – бессмертные страницы черновиков Льва Толстого или Пушкина?

А с другой стороны, и вы сами, прочтя взволновавшую вас новую книгу, закроете её и откинетесь в задумчивости; вы начнёте мысленно повторять поразившие вас рассуждения, размышлять над тем, что только что узнали.

И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?
Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь.

(По Л.В.Успенскому)

Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте

Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задания 4-8

Нормы ударения в современном литературном русском языке

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) аэропортЫ
2) Оптовый
3) сосредотОчение
4) слИвовый
5) врУчит

Задания 9-15. Орфография

Правописание гласных и согласных в корне

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  хр_зантема, с_зон, прим_рять (куртку)
2)  ун_верситет, заж_гать, соед_нение
3) распор_диться, снар_жение, недос_гаемый
4)  укр_щать, з_рницы, спр_ведливый
5)  изж_га, капюш_н, (крепкая) беч_вка.

Задания 16-21. Пунктуация

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)      Наступила зима и выпал долгожданный первый снег.
2)      В новогоднем концерте примут участие первокурсники и студенты старших курсов преподаватели и другие сотрудники института.
3)      Весной природа пробуждается от зимнего сна и сбрасывает ледяные оковы.
4)      Зал был украшен золотыми и серебряными шарами и разноцветными гирляндами.
5)      Курсы повышения квалификации проходят как начинающие специалисты так и профессионалы.

Задание 22

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

А) А горы зноем дышали в небо.

(М. Горький)

Б) Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

(А. Т. Твардовский)

В) Россия, мы полсвета

У твоих прошли колёс.

(А. Т. Твардовский)

Г) Мы не хотели — они всё равно познакомились.

Д) Я легко выучил французский, немецкий, английский языки. 

1)    вопросно-ответная форма изложения

2)    антитеза

3)    многосоюзие

4)    риторическое обращение

5)    градация

6)    бессоюзие

7)    лексический повтор

8)    олицетворение

9)    парцелляция 

Задания 23-26. Текст

Прочитайте текст и выполните задания 23-27

И холодный душ не взбодрил, лениво и зябко поливал он меня, как когда-то, очень давно, поливал дождь у школьного подъезда, где отловил меня за шиворот новый учитель Коростылев Николай Иванович, которого, впрочем, ребята уже успели прозвать Кольянычем, устрашающего вида мужчина с ярко-синим глазным протезом и пустым рукавом пиджака, аккуратно загнутым у локтя и пришпиленным под мышкой желтой английской булавкой.

– (2)Ну-ка, боец, поведай, чего ты тут делаешь? (3)Что привело?

– (4)Ничего, – ответил я искренне, потому что по сей день не понимаю, что привело меня после целого дня затравленного блуждания по городу к дверям опустевшей школы: может быть, больше деваться некуда было.

– (5)Это я вижу, – засмеялся Кольяныч своим булькающим смехом. – (6)Меня интересует, почему ты стоишь мокрый около школы, а не сидишь сухой в своем доме?..

– (7)Не могу. (8)У меня деньги на пальто украли. (9)Мать убьёт…

– (10)Ну уж прям-таки убьёт, – обескураженно заметил Кольяныч. – (11)Отец заступится…

– (12)У меня нет отца, у меня отчим.

– (13) А отчим не заступится?

– (14)Если выпимши – заступится, если трезвый – вряд ли…

– (15)Кошмарную ты мне нарисовал картину. (16) Много денег стянули?

– (17)Триста семьдесят рублей. (18)Вся материна получка…

(19)Ах, какие это были огромные деньги – триста семьдесят старых рублей! (20)Сроду я не держал такой громадной пачки. (21)Сокровище было необозримо и лучезарно, оно, видимо, светилось сквозь жидкую ткань моей курточки, потому что вор-щипач безошибочно вырезал его в одно касание бритвой.

(22)Кольяныч глаголом изогнулся надо мной и сообщил:

– Поскольку я не могу допустить ужаса детоубийства, придется мне отмусолить тебе из своих несметных запасов триста семьдесят рублей…

(23)Я долго отнекивался, неуверенно отказывался, а в душе все ярче разгоралась надежда, что этот очень странный человек спасет меня от ужасного унижения, а поскольку я твердо знал, что у чужих людей денег брать нельзя, то для собственного успокоения спросил:

– А откуда же у вас несметные запасы денег?

– (24)Остатки былого, – засмеялся Кольяныч. – (25)Хочешь верь, а хочешь не верь – несколько лет назад я сжег восемь тонн денег…

– (26)Ско-о-о-олько?

– (27)Восемь тонн. (28)Намучились, как бобики…

– (29)А зачем же вы сжигали деньги? – потрясенно спросил я.

– (30)Так я со своим батальоном попал в окружение под Харьковом, а на запасных путях остался банковский вагон с деньгами, не успели вывезти.(31)Ну не оставлять же его немцам – вот мы и жгли, а они, деньжищи эти проклятые, в пачках, как кирпичи, – не горят ни за что, да дождь в придачу хлещет…

– (32)И вы там набрали себе несметные запасы? – с восторгом поинтересовался я.

– (33)Нет, сынок, – снова засмеялся Коростылев. – (34)Когда жизнь почти смыкается со смертью, деньги вообще ничего не стоят.

– (35)Почему?

– (36)Мне сейчас объяснить тебе это трудно, у тебя в жизни стаж коротенький, про войну, про людей, про деньги ты еще знаешь маловато. (37)Хотя дело, конечно, не только в возрасте. (38)Мой солдат, Гулыга была его фамилия, набрал тогда потихоньку целый вещмешок денег, а утром мы пошли через линию фронта, и он взорвался на мине…

– (39)Из-за того, что деньги взял?

– (40) Может быть… (41)Кто это точно знает?..

(42)Кто это точно знает? (43)Любимое присловье старика. (44)Знак осмотрительной, настрадавшейся мудрости. (45)Может быть, старик Кольяныч научил меня ухмыляться, когда возглашают прописные истины вроде «дружба и деньги несовместимы»? (46)Ведь теперь, глядя в бесконечный колодец нашего с ним прошлого, я вижу на самом дне, под темной водой забвения, триста семьдесят рублей, превратившиеся со временем в жалобные тридцать семь, реформированные, истаявшие, истлевшие, сгоревшие в костре убежавших лет так же бесследно, как восемь тонн деньжищ на запасных путях под Харьковом. (47)Да и был ли этот вагон?(48)Существовал ли он в природе?

(49) Кольяныч мог всё придумать. (50) Я и сейчас не могу разобраться, что действительно происходило в его странной жизни, а что он выдумал.

(По А.А. и Г.А.Вайнерам)


Аркадий Александрович Вайнер (1931-2005) и ГеоргийАлександрович Вайнер (1938- 2009) - популярные советские и российские писатели. Соавторы около 150 книг и 22 сценариев.
Информационно-смысловая переработка прочитанного текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)      Коростылёв Николай Иванович был школьным учителем истории, ученики называли его Кольянычем.
2)      Кольяныч легко отдал мальчикубольшую сумму, потому что во время войны набрал несметные богатства, когда сжигал банковский вагон с деньгами под Харьковым.
3)      Солдат Гулыга, который служил вместе с Кольянычем, взорвался на мине при переходе через линию фронта.
4)      Деньги, которые украли у мальчика, предназначались для покупки школьной формы.
5)      Кольяныч был уверен, что, когда жизнь почти смыкается со смертью, деньги вообще ничего не стоят.

Задание 27. Сочинение

Информационно-смысловая переработка прочитанного текста. Отзыв. Рецензия

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Чем определяется отношение человека к деньгам?»

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

План

  • Проблема, авторская позиция, переход
    1.Проблема?
    2.Ответ на этот вопрос помогает нам найти ИОФ
    3.По мнению автора, ...(ответ на вопрос - авторская позиция).
    4.Чтобы читатель лучше понял эту мысль, ИОФ...
  • 1 пример, пояснение
    1.Вводим пример, используя цитирование.
    2.Мы видим, что...
  • Переход,
    2 пример, пояснение
    1.Вводим пример, используя цитирование.
    2.Читатель понимает, что...
  • Анализ логической связи
    1. Назвать связь.
    2. Соединить два примера в одном предложении, указав с помощью грамматических средств на связь.
    3. Объяснить, как именно логическая связь помогла лучше понять авторскую позицию.
  • Собственная позиция
    1. Согласен/ не согласен.
    2. Собственная позиция (повторить авторскую позицию другими словами).
    3. Обоснование (почему это так?).
    4. Пример из книги, фильма, реальной жизни.
    5. Вывод (по примеру).
  • Вывод
    Очень важно../Очень хочется верить...

Пример сочинения

  • Проблема, авторская позиция, переход
    Чем определяется отношение человека к деньгам? Ответ на этот вопрос помогают нам найти А.А. и Г.А.Вайнеры.  По их мнению, именно жизненный опыт влияет на то, насколько значимы для нас деньги. Чтобы читатель лучше понял эту мысль, авторы рассказывают историю, произошедшую с героем-рассказчиком в детстве.
  • 1 пример, пояснение
    Однажды у главного героя украли 370 рублей, которые ему дала мама на покупку пальто. По словам рассказчика, «это были огромные деньги». Мальчик боялся наказания и «после целого дня затравленного блуждания по городу» встретил у школы нового учителя Коростылева Николая Ивановича, который расспросил его о происшествии и, поняв, в каком тяжёлом положении он оказался, решил его поддержать. Он говорит ему: «Поскольку я не могу допустить ужаса детоубийства, придется мне отмусолить тебе из своих несметных запасов триста семьдесят рублей…» Мы понимаем, что учитель готов отдать огромную сумму своих денег человеку, попавшему в беду, хотя этот мальчик не друг ему, не близкий человек, просто кто-то, кто нуждается в помощи.
  • Переход,
    2 пример, пояснение
    Воспоминания учителя о войне, через которую он прошёл, помогают нам понять, почему он так поступает. Объясняя мальчику, почему он не взял деньги, которые солдаты сжигали перед приходом немцев, учитель говорит: «Когда жизнь почти смыкается со смертью, деньги вообще ничего не стоят». Мы понимаем, что на войне герой постоянно сталкивался с ситуациями, когда можно было умереть, деньги там никому бы никак не помогли, они не имели никакого значения. Учитель вспоминает про своего товарища, который «набрал тогда потихоньку целый вещмешок денег», а утром «он взорвался на мине»… Мы вместе с мальчиком видим, что деньги не уберегли солдата от смерти. Воспоминания учителя помогают нам лучше понять его: он прошёл через ужасы войны, жизнь другого человека для него важнее любых материальных ценностей.
  • Анализ логической связи
    Второй пример объясняет причину того, о чём говорилось в первом. То, что учитель готов отдать большую сумму денег малознакомому человеку, объясняется в первую очередь тем, что война сильно повлияла на его мировоззрение. Автору было важно использовать этот тип связи, чтобы мы увидели, как то, что пережил учитель, изменило его отношение к материальным ценностям.
  • Собственная позиция
    Я согласен с тем, что отношение человека к деньгам зависит от его жизненного пути, от того, с какими проблемами ему пришлось столкнуться, ведь именно опыт формирует наши идеалы, влияет на наше мировоззрение. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников ради денег готов пойти на убийство. Такое его отношение к деньгам определяется не только его бедным положением, но и его увлечением философскими учениями, и его характером, который формировался под влиянием многих событий.
  • Вывод
    Очень важно стремиться не к материальному благополучию, а к духовному, помогая людям, столкнувшимся со сложными проблемами.
Сайт использует файлы cookies для Вашего лучшего взаимодействия с интернетом.
Ok